Голливуд всегда был политически активен и традиционно поддерживал демократов. Став президентом, Дональд Трамп не забыл, каким жестким и тотальным было его противостояние со звездами и боссами медиа и шоу-бизнеса во время выборов. Рассказываем о том, как нынешний глава страны мстит этой индустрии. С самого старта своего нынешнего президентства Трамп начал преследовать своих политических оппонентов в разных сферах индустрии медиа и шоу-бизнеса. Это происходит постоянно. Например на прошлой неделе президент объявил законодателям, что лишит милости всякого, кто будет мешать разгрому PBS и NPR. PBS (Public Broadcasting Service) — крупнейшая некоммерческая медиаорганизация. NPR (National Public Radio) — общественная радиовещательная корпорация, объединяющая более тысячи станций в Америке. Обе видятся сторонникам Трампа слишком прогрессивными, наносящими ущерб политике действующей власти. Президент давит на Сенат, чтобы тот отменил финансирование PBS и NPR в размере $9,4 млрд. «», — написал президент в своей соцсети.
Другой недавний пример — попытка его сторонников атаковать Джеймса Ганна, режиссера нового «Супермена», блокбастера, прямо сейчас рвущего прокат. В преддверии премьеры Ганн в одном из интервью заявил, что это фильм об «иммигранте» и «простой человеческой доброте» — ценности, которую, по его словам, США утратили. Сторонники MAGA (Make America Great Again) восприняли эти слова как признак того, что фильм будет вокистским и заранее начали кампанию по его бойкоту, а Белый Дом даже прифотошопил президента на постер с суперменом. Бойкота, конечно, не случилось, но сам факт!
Ну а самая яркая касающаяся Голливуда инициатива президента — это намерение ввести пошлины в 100% на весь произведенный за границей контент. Он говорил, что планирует встречаться с представителями индустрии и обсуждать вопрос, что окончательного решения пока не принято, но он очень хочет сделать Голливуд снова великим. Экономисты и правоведы всерьез анализировали плюсы и минусы идеи. Руководители голливудских студий и стримеров собирались на совещания, чтобы выработать единую стратегию общения с Белым Домом по этому вопросу. И выработали — решено было как можно деликатнее объяснять президенту, что он неправ. В итоге самым умным оказался знаменитый американский режиссер Ричард Линклейтер — когда его в Каннах попросили прокомментировать идею новых пошлин, он высказался в том смысле, что, дескать, не переживайте, «этот парень» меняет свое мнение пятьдесят раз на дню.
Было ли это местью? Ведь новые пошлины так и не ввели. Да, не ввели. Но киноиндустрия испытала глубочайший шок, осознав, как она была близка к разгрому. Только-только начавшая оправляться после пандемии, получи она новые пошлины — и ей точно не выжить. Кроме того, сразу после оглашения президентом его интересной идеи акции крупнейших компаний отрасли просели — Netflix упал на 3,3%, Disney — на 2,4%, Warner Bros Discovery — на 4,2%, Paramount — на 2,2%, Lionsgate — более чем на 7%. Пусть временно, но деньги отрасль потеряла. Дональд Трамп ударил Голливуд в его самое чувствительное место. По кошельку. Люди Частью новой политики президента в отношении Голливуда было назначения его давних сторонников из числа кинозвезд «специальными президентскими посланниками» в Голливуде. Их целью должно стать в том числе возвращение кинобизнеса в США. Тремя такими посланниками стали Джон Войт, Мэл Гибсон и Сильвестр Сталлоне. Не очень понятно, предупредил ли он всех троих заранее о своем решении. Гибсон, к примеру, сообщил прессе, что узнал о назначении из социальных сетей, но конечно же готов работать.
Но Джон Войт, 86-летний обладатель Оскара, отец Анджелины Джоли и давний сторонник Трампа, наверняка был в курсе и подошел к делу серьезно. Он и его продюсер Стивен Пол предоставили президенту план спасения Голливуда. Черновик плана попал в прессу, в нем обнаружились, например, предложения по десятипроцентной федеральной налоговой льготе для кино- и телепроизводства, идея внедрения американского «культурного теста», аналогичного британскому. Правда, Войт и Пол сообщили, что это был всего лишь черновик, тезисы для разговора с президентом. Но как раз после встречи с ними Трамп сделал то самое грандиозное заявление о введении пошлины в 100% на иностранное кино.
А вот что происходит с критиками Трампа — не только в Голливуде, но в шоу-бизнесе в целом. В мае президент потребовал расследований в отношении Брюса Спрингстина, Опры Уинфри, Бейонсе и Боно, утверждая, что им платили за поддержку Камалы Харрис. А затем обрушился и на Тейлор Свифт — главную поп-звезду современности, которая, напомним, во времена выборов долго отмалчивалась, что дало Трампу повод ожидать ее поддержки, а затем все же призвала голосовать за демократов. Трамп в ответ заявил, что «она больше не горячая».
Все эти высказывания означенным суперзвездам особого вреда не нанесли. Но были и другие истории. Например, чиновница Минюста Элизабет Г. Ойер заявила, что ее уволили после того, как она выступила против восстановления Мэла Гибсона в правах на владение оружием. И, кстати, после ее ухода Минюст таки утвердил возвращение Гибсону этого права. Шерон Стоун, одна из активных критиков Трампа в Голливуде, намекала, что потеряла роль в хите Пола Фига и Amazon MGM «Еще одна простая просьба» не по художественным, а по политическим причинам. В язвительном посте в своих социальных сетях она заявила, что ее утвердили на роль в фильме, а затем внезапно и без всяких объяснений исключили из проекта.
Критики Трампа в индустрии не умолкают и сегодня. Кто-то выступает жестко, как Марк Руффало, который называет президента «мошенником». Другие, подобны Мартину Скорсезе, философски рассуждающему о том, что все мы иммигранты. А еще есть Арнольд Шварценеггер, недовольный властью в целом и утверждающий, что все они «политические спекулянты».
Есть и те, кто предпочитает на всякий случай помалкивать. Когда Тома Круза в Сеуле на пресс-конференции по случаю премьеры «Миссия невыполнима: Финальная расплата» спросили о его отношении к идеям по поводу стопроцентных пошлин на иностранное кино, он быстро прощебетал через переводчика, что, дескать, давайте лучше говорить о фильме. Словно потенциальные стопроцетные пошлины для иностранного кино это не о его детище, которое традиционно снимается по большей части за пределами США. Компании Весной The National Association of Theatre Owners, лоббистская структура с восьмидесятилетней историей, объявила о переименовании. В индустрии она известна под аббревиатурой NATO. И многие десятилетия лоббистов не смущала неизбежная путаница с одноименным военным блоком. Но в эпоху Трампа, для которого Североатлантический Альянс теперь любимая мишень для нападок, ассоциация изменила название на Cinema United. И что бы там не говорили ее руководители о том, что новое название призвано отразить «уникальный и неповторимый коллективный опыт просмотра фильма в кинотеатре», но очевидно, что теперь им не очень нравится такая путаница. Смех смехом, но это как раз и иллюстрирует настроения внутри индустрии, ее желание не попадаться президенту на глаза. Тем более, что тот гоняется не только за конкретными критиками его политики, но за целыми компаниями и организациями.
Например, он разгромил вашингтонский Центр исполнительских искусств им. Кеннеди, одно из самых известных учреждений культуры в стране. Трамп уволил некоторых членов совета директоров (другие в знак протеста ушли сами, в том числе казначей организации и ставленница еще Барака Обамы Шонда Раймс, знаменитая оперная певица Рене Флеминг, музыкант Бен Фолдс), и назначил президентом самого себя, написав в своих соцсетях: «».
А все потому, что очень хорошо запомнил, как во времена его первого срока Центр фактически захлопнул дверь у него перед носом. Тогда многочисленные деятели искусств поклялись не принимать участия в ежегодной церемонии вручения наград Центра, если на ней будет присутствовать Трамп, как это было принято у президентов США на протяжении десятилетий. И тогда он решил не посещать церемонию, а теперь взял реванш.
В медиасекторе главными врагами он считает CNN и The New York Times. Недавно, после того, как канал и газета обнародовали информацию о том, что скорее всего бомбардировки Ирана не достигли поставленных целей, президент через своих юристов потребовал опровержений, пригрозив судом, а также набросился на авторов репортажей, отметив, что их следует уволить, «вышвырнуть как собак».
Пример того, как ловко Трамп способен мстить противникам — история его отношений с CBS и Paramount. В октябре 2024 года он подал многомиллиардный абсурдный иск в суд против CBS, недовольный тем, как телеканал смонтировал интервью с Камалой Харрис. Этот иск не могли уладить до последнего времени, из-за него застопорилась сделка по слиянию со Skydance, жизненно важная для Paramount Global (материнской корпорации CBS). История эта завершилась, кажется, сплошными проблемами для Paramount. Skydance получит 70% акций Paramount и право собственности на все акции класса A. Шери Редстоун, потомственная глава корпорации, после слияния уходит со своего поста, а новую Skydance-Paramount возглавит CEO Skydance Media Дэвид Эллисон. Ушли в отставку продюсер телепрограммы, где было показано интервью с Харрис, а также куратор новостного подразделения CBS. В рамках урегулирования иска Paramount выплатит президенту $16 млн. При том, что большинство юристов и экспертов сходились во мнении, что позиция Трампа была слаба, но компания предпочла заплатить. Многострадальная сделка о слиянии на $8 млрд таки случилась неделю назад, она для компании важнее, чем репутация и люди.
Paramount не была первой. Еще в декабре прошлого года принадлежащая Disney ABC выплатила президенту $16 млн для урегулирования его иска о клевете (телеведущий ABC News некорректно высказался о приговоре суда по делу о сексуальном насилии со стороны Трампа). Та же Paramount зимой заявила, что меняет некоторые из своих программ соответствия политике DEI (Diversity, Equity and Inclusion), чтобы соответствовать директивам администрации Трампа, политику DEI не приветствующей. О сворачивании и корректировке DEI внутри своих подразделений объявлял и Disney. На очереди Comcast с NBCUniversal.
Паникуют целые сферы, например, документалистика. Неигровое кино словно бы стало дружественно действующей власти. Джеффри Сколл, интернет-предприниматель и кинопродюсер, чья компания продюссировала прогрессивные неигровые фильмы Спайка Ли, Алекса Гибни, Эррола Морриса, Эла Гора, Лоры Пойтрас, после возвращения Трампа в Белый Дом резко изменился, даже провел инаугурационный парад под лозунгом MAGA. Внутри индустрии ходят упорные слухи, что он совершенно помешался на Илоне Маске. Кто знает, может быть после недавней ссоры этих двоих Сколл снова изменится.
Фильм Алекса Гибни «Досье Биби», посвященный союзнику Трампа премьер-министру Израиля Биньямину Нетаньяху и обвинениям его в коррупции, до сих пор не имеет прокатчика в США. Гибни, едва ли не самый известный и статусный современный документалист, работает сразу над несколькими проектами и ради того, чтобы закончить их, продал контрольный пакет акций собственной компании. Netflix, Amazon, Apple и Disney, больше не поддерживают спорные политические неигровые фильмы. Amazon и Disney теперь бьются за проект Бретта Рэтнера о Мелании Трамп. Глава Netflix Тед Сарандос тихо съездил в Мар-а-Лаго к Трампу на поклон, а CEO Apple Тим Кук стоял рядом с Джеффом Безосом из Amazon в Ротонде Капитолия в день инаугурации. Боссы компаний, которые раньше охотно финансировали прогрессивное кино, теперь не хотят раскачивать лодку. Штаты Злопамятность президента распространяется на целые штаты. И прежде всего на Калифорнию, крупнейшую экономику страны, центр киноиндустрии, оплот демократов, штат, предоставляющий наибольшее число выборщиков и возглавляемый потенциальным демократическим кандидатом на следующих выборах.
Губернатор Калифорнии Гэвин Ньюсом — любимец Голливуда. Совсем недавно он добился значительного увеличения налоговых льгот для теле- и кинопроизводства. И одновременно — он постоянный объект нападок со стороны президента, да и сам в долгу не остается. Они обзывают друг друга разными неприятным словами, судятся, пусть и не напрямую, а через близкий Трампу Fox. Попутно сторонники республиканцев надеются «переселить» киноиндустрию в более лояльные им штаты, например, в Техас.
Но все это меркнет в сравнении с тем, что в один прекрасный день Трамп взял и ввел в Калифорнию войска, наплевав на сложную систему отношений между федеральным правительством и властями штатов. Сначала в соответствии с новой миграционной политикой в Калифорнии начались федеральные рейды по поиску нелегалов. Большинство протестов против рейдов были мирными, но после первых же беспорядков (что символично, они случились в пригороде Лос-Анджелеса под названием Парамаунт), президент перевел местные силы нацгвардии в федеральное подчинение, а также отправил туда морских пехотинцев. Подобный шаг без запроса местных властей был сделан впервые с 1965 года. Очевидно, это не только и не столько про мигрантов, сколько про отношения с непокорным штатом, с его губернатором и с Голливудом. Ньюсом уже обратился в окружной суд о неправомерности действий президента. Первое заседание назначено на август, не исключено, что это будет новый долгий процесс эпохи Трампа, вызванный его желанием отомстить насолившей ему во время выборов киноиндустрии.
Конечно, мы помним, что Калифорния это не только Голливуд и демократически ориентированная индустрия кино. Это еще и Кремниевая (она же Силиконовая) долина, Пало-Альто и бигтех, наоборот сделавший ставку на Трампа, присягнувший ему и на данный момент в общем и целом терпящий убытки, но по определенным причинам сохраняющий президенту верность. Впрочем, это уже совсем другая история.