Все про кино
Image default
Обзоры

Егор Москвитин: «Чтобы называть себя кинокритиком, достаточно посмотреть всего один фильм»

Большое интервью с кинокритиком и председателем отборочной комиссии премии «Диалоги в кино»

Егор Москвитин

Чем вам в целом запомнился 2024 год в кино?

В этом году очень интересно сложилась фестивальная карта. Каннский и Венецианский кинофестивали были в явной оппозиции друг к другу с точки зрения смыслов, идей и методов раскрытия этих смыслов, а самый значимый пока что российский фестиваль года «Маяк» как раз оказался между двух огней.

Лучше пойти по порядку. Начнем с Канн?

Основным тезисом Каннского кинофестиваля стал кризис власти. Не только политической, любой другой. Причину режиссеры увидели в кризисе маскулинности и мужчинах, которые больше не справляются с вызовами времени, в котором они живут. Фестиваль предлагал передать власть женщинам: в каждом из фильмов женщины решали проблемы, которые создавали мужчины, перехватывали инициативу, побеждали мужчин, как, например, в иранской картине «Семя священного инжира». Даже в программе фестиваля на каждый мужской фильм нашелся женский — например, боди-хоррор «Саван» Дэвида Кроненберга проиграл боди-хоррору «Субстанция» Каролин Форжа.

Еще в Каннах было немыслимо много жанрового кино — ужастиков, вестернов, мюзиклов — потому что именно жанр привлекает зрителя, а искусство сегодня не может себе позволить быть в отрыве от зрителя, оно должно влиять на действительность, а не заниматься эскапизмом. Кульминацией, безусловно, стала победа фильма «Анора», воплотившего на экране торжество женщины и ее освобождение от навязанных ей ролей. Так что идея Канн, вкратце, была в том, чтобы сделать кино очень понятным, а женщин — его лидерами.

Егор Москвитин: «Чтобы называть себя кинокритиком, достаточно посмотреть всего один фильм»

Кадр из фильма «Анора» (2024). Реж. Шон Бэйкер

Венеции эта модель развития, я так понимаю, пришлась не по вкусу?

Программа Венецианского кинофестиваля — всегда в оппозиции к Каннам. Так что в этом году там был настоящий парад фильмов о сильных, традиционно мужественных мужчинах. В кадр вернулись Брэд Питт, Джордж Клуни, Джуд Лоу, Эдриан Броуди. Это все очень брутальные истории (у «Бруталиста» даже название говорящее), созданные деспотичными мастерами-мужчинами, бескомпромиссными творцами, которые всегда на голову выше всего, что творится вокруг. Последние годы делать такое кино казалось не модным, но внезапно именно в Венеции мы к этому вернулись. И этот крен в сторону большого бескомпромиссного искусства, конечно, совсем не сочетался с Каннским креном в сторону всеобщего утешения.

В самом начале вы сказали, что баланс неожиданно нашелся на российском фестивале «Маяк». Как так вышло?

Да, это правда забавно, что «Маяк», который проходит в октябре уже после Венеции и Канн, вдруг столкнул две картины мира. Там было пять женских дебютов — радикальных, смелых и новаторских — и четыре работы режиссеров-мужчин: один дебют и три фильма опытных мастеров. С одной стороны мы увидели женскую картину мира, которая показывает, каким мог бы быть кинематограф, если бы в нем у женщин было больше возможностей. А с другой — парад совершенно брутальных историй, каждая из которых связана с криминалом, с этим самым кризисом маскулинности и совершенно не женским взглядом на вещи. В фильме «Кинопленка №8» героиню Кристины Асмус вечно преследуют, в фильме «Джекпот» все героини — проститутки, которые вынуждены не только спать с не самыми приятными мужчинами, но и слышать много сексистских комментариев. В фильме «Кончится лето», получившем Гран-при, женщин нет вообще. Так что какие-то прорывы и веяния свежего ветра в российском кино есть, но в то же время мы сохраняем и даже, как ни странно, развиваем очень и очень маскулинный кинематограф.

За последние годы кино стало более женским. Массовый зритель узнает все больше женщин-режиссеров, да и женские персонажи в кино будто становятся более живыми, освобождаются от пресловутого male gaze. Хотя долго кинематограф был преимущественно мужским. Это временная тенденция или начало глобальных изменений в том кинематографе, который мы знаем сейчас?

А это интересно, ведь на самом деле искусство кинематографа не сразу стало мужским миром. Женщины осваивали его наравне с мужчинами. Еще в 10-х годах прошлого века речь шла о том, что нет ни одного вида искусства, который был бы настолько приветливым к женщинам. И в Российской империи, и в Советском Союзе были успешные женщины-режиссеры, а во Франции — знаменитая Алис Ги-Блаше, продюсер и пионер коммерческого кино.

И в какой момент все пошло не так?

Когда в кинематографе увидели большой финансовый рынок. Мужчины, владевшие всеми ресурсами, быстро вытеснили оттуда женщин. И очень надолго: например, на студии Universal женщина в режиссерском кресле впервые оказалась в 1982 году — спустя ровно 70 лет с момента ее основания. Кинобизнес был сексистким на протяжении десятилетий. И то, что сейчас этот баланс наконец-то восстанавливается, становится таким, каким он был изначально, это, конечно, следствие огромных перемен в обществе.

Тем не менее, откат заметен. Чего нам от него ждать?

Сейчас весь мир находится в состоянии потрясения, а это всегда ведет к откату прогресса, так что вполне возможно процесс застопорится. Кинематографу снова понравится история о мужчинах, которые либо воюют, либо останавливают войны. Или о том, что прогресс стал настолько стремительным, что он разобщает людей. Показательный пример: победа на «Оскаре» «Оппенгеймера» — совершенно не прогрессивного, старомодного кино о том, как много белых мужчин собрались и сделали атомную бомбу. Это реакция на страх новой большой войны, когда искусство говорит: давайте притормозим с прогрессом и позаботимся хотя бы о базовой безопасности. И это время благоволит мужчинам на экране, мужчинам, которым снова хочется быть сильными в традиционном понимании этого слова.

Егор Москвитин: «Чтобы называть себя кинокритиком, достаточно посмотреть всего один фильм»

Кадр из фильма «Оппенгеймер» (2023). Реж. Кристофер Нолан

Что ж, здесь остается только ждать и наблюдать. Пока вернемся к российскому кино. В него многие по-прежнему не верят, хотя индустрия заметно развивается. Как сейчас обстоят дела?

В российском кинематографе по-прежнему остро стоит проблема отсутствия налаженной работы по производству фильмов с предсказуемым качеством драматургии, то есть блокбастеров. Все остальное — актерская работа, спецэффекты, режиссура, операторская работа, музыка — у нас находится на довольно высоком уровне. А вот со сценариями есть традиционная беда: зрители не могут эмоционально подключиться к фильму, потому что в нем часто нет понимания, какую именно историю, какому именно зрителю надо рассказать. Большие фильмы у нас выстреливают не так часто, как нужно в условиях, когда ушли голливудские картины. Но есть одна отдушина — сказки. Они отправляют нас в безопасное пространство, где торжествует справедливость, а добро естественнее зла. Вот сказки работают. Все остальное работает не всегда. С комедиями все более-менее, а триллеры и хорроры никто не умеет делать до сих пор. И это очень обидно.

А авторское кино?

В нем, как показывают фестивали, наоборот, дела по-прежнему, хорошо. Несмотря на большой отток талантов из страны и высокий уровень самоцензуры, все равно происходит много всего интересного. Самым интересным я бы назвал разворот драматургов к теме ближнего круга, семьи, коллектива. Кино становится человечнее, ответственнее по отношению к зрителю. Например, раньше в фильмах про семью чаще мы наблюдали острый конфликт поколений. А в картинах последних лет — например, «110» или «Лапин» — родители и дети, наоборот, объединяются и вместе начинают решать проблемы, которые им подкидывает внешний мир. Это крутой поворот.

При этом остается много фильмов, которые не боятся быть радикальными в своих высказываниях и не боятся социальной критики. Например, фильм «Агния» с последнего «Маяка» стал своеобразным ответом сказкам, которые нас успокаивают и отвлекают. Эта сказка бодрит, призывая обратить внимание на то, что мы сами создали неестественную среду, в которой не процветаем, а увядаем. В ней много социальной подоплеки и остроумной критики отношений между мужчинами и женщинами, бедными и богатыми, власть имущими и бесправными. Она вдруг бьет тебя каким-то совсем не волшебным обухом по голове.

А вот, кстати, с сериалами, мне кажется, совсем другая ситуация. Если блокбастеры пока не получаются, то сериалы получаются очень хорошо. Во всяком случае, их активно смотрят. И уход Netflix тут как будто не при чем.

За последние 6 лет (начиная с 2018 года, когда вышли «Звоните Ди Каприо» и «Обычная женщина») стриминги стали той площадкой, в которую все хотят вложиться, не ожидая быстрой прибыли, куда срочно нужно привлечь самые яркие таланты из кино и где нужно специально рассказывать истории, которые будут казаться смелее, чем истории на телевидении и в прокате. Такая своеобразная Олимпиада в Сочи, но для кинематографа — место, где, не задумываясь о возврате инвестиций, нужно показывать максимальный результат. И этот задел был очень прочным, поэтому до сих пор мы смотрим действительно крутые истории. Хотя ничего уникального не произошло: Netflix тоже поначалу лил немыслимые деньги в очень авторские проекты, вроде фильма «Яркость» Уилла Смита, в котором орки и эльфы патрулируют современный Лос-Анджелес. Так что мы просто стали свидетелями золотой эпохи.

Читать также:
Том Холланд рассказал о требующем доработки сценарии "Человека-паука 4"

Егор Москвитин: «Чтобы называть себя кинокритиком, достаточно посмотреть всего один фильм»

Кадр из сериала «Слово пацана» (2023). Реж. Жора Крыжовников

А что вообще сейчас смотрит массовый зритель? И как часто мнение зрителей расходится с мнением прессы, в частности кинокритиков?

Да, критики часто бывают в восторге от вещей, которые не нравятся зрителю, и наоборот. Это вечная история, в которой критикам нужно усмирить свое тщеславие и попытаться разобраться, почему люди что-то смотрят, а не говорить, почему это смотреть не нужно. Самое главное, что, когда происходят действительно событийные премьеры, вроде «Слова пацана», возникает единодушие, потому что критики понимают, почему эта история здесь и сейчас нужна зрителям. Люди боятся наступления новых 90-х и в то же время боятся застоя, но им нравятся истории из того времени. Им необходим герой-заступник, поэтому в том или ином виде на экраны возвращается Данила Багров. Иван Янковский, например, уже сыграл такого героя дважды: сначала Вову Адидаса в «Слове пацана», а затем тюремщика в сериале «Аутсорс», который скоро выйдет на экраны. Так что, когда что-то большое происходит, мы друг друга понимаем. Во всех остальных случаях критика просто существует отдельно от зрителей. И если в этом есть какая-то проблема, то это проблема критиков, а не зрителей.

Тогда спрошу у вас не как у критика, а как у зрителя. Что вы сами смотрите не для работы, а исключительно для удовольствия? Может быть, есть какие-то guilty pleasures?

Мое главное guilty pleasure — пересматривать вместе с женой старые фильмы. Раньше мне казалось, что если ты критик, то тебе нужно постоянно увеличивать свою «базу данных», а не пересматривать знакомое кино, когда есть столько еще не просмотренного. Сейчас мне нравятся фильмы из детства, вроде «Храброго сердца» или ромкомы про Бриджит Джонс. Еще одно guilty pleasure, от которого я никогда не откажусь, — самые трэшовые ужастики, хорроры и боевики. Люблю с детства фильм «Псы воины», в котором оборотни сражаются с британскими солдатами в горах Шотландии. Все, что на это похоже, мне легко продать.

Многие фильмы, в том числе те, что мы успели обсудить, едва ли стали бы столь популярными, если бы их в свое время не отобрали для участия в фестивале, не присудили премию или не пустили в широкий прокат. Поэтому хочу спросить у вас, как у председателя отборочной комиссии премии «Диалоги в кино» — как вообще устроен процесс отбора?

В прошлом году, когда премия создавалась, было страшно: тебе необходимо оценить один конкретный диалог, а в каждом фильме сотни диалогов, а всего за год таких фильмов выходит, допустим, 220, да еще 300 сериалов сверху. Это правда очень субъективный выбор. Выбрать один фестивальный хит из 10 гораздо проще: никто не будет спорить, что «Слово пацана» — это сенсационный сериал, а «Снегирь» — это достойнейшее кино. А когда ты говоришь об одной отдельной сцене, то ты весь год потом ждешь вопросов «а нашу сцену помните?», «а наш фильм вы посмотрели?» и т.д. Чтобы этого не допустить, мы создали целую систему. Сначала отсматривается вообще все, что было сделано за год, и получает оценку. Это позволяет сократить воронку, и от 600 картин остается, допустим, 100. Дальше воронка сокращается еще и еще, пока мы не представляем нашему жюри по 10 номинантов в каждой категории.

Все члены комиссии опираются на собственное «чувство прекрасного» или есть какие-то усредненные критерии?

Критериев несколько. В первую очередь, диалоги должны служить задаче картины: создавать абсурд, показывать внутреннюю работу героя, декларировать определенные ценности — задачи могут быть разными. Если в конкретном фильме диалоги со своей задачей справляются, мы пропускаем их в следующий тур. Дальше идет эстетическая оценка: насколько речь естественна, может ли так сказать реальный человек. Третий этап — сравнение первых двух критериев: удается ли диалогу быть естественным, красивым и при этом загруженным смыслом. Если смысла нет и история проходная, фильм выбывает. Ну а дальше уже жюри, исходя из своего чувства прекрасного, выбирает главную картину. Хотя для меня в этой работе важнее возможность изучить речь. Она отражает состояние нашего мышления, а мышление — это уже продукт нашей реальности.

И как эта реальность выглядит сейчас?

А это только предстоит исследовать. Долгое время — с середины нулевых до примерно 2022 года — в российском кино доминировало поколение режиссеров и сценаристов, называемых «новыми тихими». Почему? Во-первых, в их фильмах зачастую был настолько плохой звук, что речь героев было не разобрать. Во-вторых, герои жили в ситуации безвременья, не понимая кто они и что будет, если они выскажут свои взгляды. Они мямлят, не находят слов, не умеют декларировать свои ценности, как это делается, например, в американском кино, где все всегда с четко поставленной речью отстаивают какие-то идеалы. И мне в этом плане интересно было подключиться к премии, чтобы понять, появляется ли какое-то другое поколение. Допустим, поколение, которое прорефлексировало свои травмы и может о них говорить. Или поколение, которое знает свои ценности и умеет их отстаивать в диалоге. Для этого нужно в кино исследовать именно речь. Вот ради этого премия существует.

Заглядывая в будущее, чего ждать от кино в 25-м году?

Конкретных картин я, кстати, не жду — уж слишком много вокруг хорошего кино. Но жду конкретных тем. Например, мне очень интересно, как в кино будут дальше развиваться тема отношений между мужчинами и женщинами, тема жизни осознанного поколения, которое привыкло к рефлексии и психотерапии, не зарывающего травмы вглубь, а анализирующего их.

Давайте составим список кинорекомендаций из ваших личных фаворитов. Условные N фильмов, которые стоит посмотреть всем

Я всегда жду, когда другие посмотрят то, что я уже увидел на фестивале. Всегда интересно быть человеком, который кому-то что-то открыл. Поэтому хочу посоветовать читателям посмотреть четыре фестивальные картины, которые пока не вышли в прокат. Из американского кино — «Бруталист» Брэйди Корбета — история об архитекторе еврейского происхождения, который, выжив в концлагере, перебирается в Америку и там пытается построить самый монументальный проект в своей карьере. Из европейского — очень хочу, чтобы все дождались фильма «Тихий сын». Это какое-то удивительное кино о человеческом достоинстве, семье, подлинном мужестве и страшной трагедии. Из российского — рекомендую обязательно смотреть картину «Вечная зима». По своей тематике она рифмуется с предыдущей, но при этом очень цельная и самобытная. Это, по-моему, самый сильный российский дебют этого года. И еще посоветую посмотреть латиноамериканский фильм «Я все еще здесь» о судьбе большой-большой бразильской семьи, в которой отец пропадает во время политических репрессий, и мать должна в одиночку воспитывать ораву детей, сохраняя для них иллюзию нормальности.

И напоследок, пожалуй, самый распространенный вопрос ко всем кинокритикам. Если человек решил начать разбираться в кино, что нужно посмотреть в первую очередь?

Чтобы называть себя кинокритиком (не путать с киноведом), достаточно посмотреть один фильм, абсолютно любой, сформулировать свои чувства и мысли и решиться поделиться ими с другими. Не нужно выставлять никаких оценок, достаточно просто говорить про кино. Не обязательно в публичном пространстве, можно и с друзьями на кухне поделиться. И не бойтесь казаться себе поверхностными от того, что не видели тысячу великих фильмов. Ни один самый прославленный кинокритик на свете их не видел.

Похожие записи

Братья Уайанс, создатели оригинального «Очень страшное кино», воссоединились спустя 18 лет для работы над 6 частью

admin

Пол Мескаль получил роль в «Гладиаторе-2» после 30-минутного видеозвонка с Ридли Скоттом

admin

Второй сезон фэнтезийного мультсериала «Аркейн» получил 100% от критиков и 96% от зрителей

admin