Читать Вести в MAX Уже завтра, сразу после вечерних «Вестей», на телеканале «Россия» самая ожидаемая премьера года –»Хроники русской революции». 16-серийный фильм прославленного режиссера Андрея Кончаловского. Это большое путешествие в прошлое, где на экране предстанут важнейшие личности отечественной истории. Не пропустите завтра, в 21.30 на телеканале «Россия» – «Хроники русской революции», сразу две премьерные серии.
Слова из фильма: "Существует две России. Россия темная и Россия европейская, у которой власть и деньги".
Андрей Кончаловский: "И этот разрыв очень важен. Я считаю, мне хотелось бы проанализировать этот разрыв, который привел к революции".
Его хроника выросла из желания осмыслить суть процессов через судьбы героев.
Актер Евгений Ткачук: "Какой оборот это приняло. Через какую кровь нужно было пройти, чтобы доказать, что это возможно".
"До революции мы не доживем", – эти реальные ленинские слова он произнес в январе 1917 года в Швейцарии. За две недели до запустившего цикл насилия февраля.
Часть сцен сериала были сняты в знаменитых Крестах. Здесь 960 камер. После революции в них сидели царские министры, члены временного правительства – поэт Заболоцкий, историк Гумилев, актер Жженов, а позже будущий маршал Рокоссовский.
"Это нетерпение в политике может обернуться диктатурой, кровавым террором и хрустом народных костей", – это запоздало сокрушается отец русского марксизма Плеханов. Духовный учитель Ленина, назвавший ученика своей главной непростительной ошибкой. С ужасом отшатнувшийся от практик большевизма, как и буревестник революции Горький.
Актер Евгений Смирнов-Иваницкий: "Революция была же сделана во многом за счет его же денег, он же был одним из богатейших писателей. Этот говор нижегородский, он также похож на вологодский".
Черты речевых портретов героев актеры воссоздавали по уцелевшим фонограммам.
События июля – и здесь режиссер вновь следует строгой канве истории – застали Ленина врасплох. Он выступил с балкона бывшего особняка Кшесинской – сегодня это музей политической истории.
Ленина – напишет один из историков – вытолкнули загонять в клетку не им выпущенного тигра.
Как и в дни апрельских тезисов, он снова вышел на балкон, но место призыва к вооруженному восстанию призвал к сдержанности.
В истории русской кинематографии это первая картина с таким буквальным воспроизведением исторической фактуры. Для съемок в Александровском дворце туда привезли несколько грузовиков реквизита. Каждый предмет сличали со старыми фотографиям, выкупали у антикваров.
Мария Филипцева, ответственный хранитель экспозиции Александровского дворца: "Когда очередную партию реквизита здесь распаковывали, я увидела что одно из рабочих кресел точно такое же, какое стояло в свое время в рабочем кабинете Николая II. Они привезли абсолютно точную копию, приобрели его в семье одного из московских профессоров. Мы теперь знаем, к чему должна стремится каждая съемочная группа, которая работает не в музее. Они показали класс".
Знаменитые сцены с Николаем II Кончаловский снял в его историческом парадном кабинете в Александровском дворце. За спиной царя – портрет царя потрет кисти Серова. И это тоже важная деталь. Ведь на портрете не просто отец Николая II Александр III, а тот самый император в царствование которого было во многом нейтрализовано революционного движение в России
Актер Никита Ефремов о Николае II: "Человек как будто заранее знает свою судьбу. Это определяет его внутренний мир, то, как он смотрит, общается".
Снаряды в фильме – будто продолжение столетней хроники. Здесь у каждого кадра свой аналог. Вот фигура главы левых эсеров Спиридоновой. Или книги тех лет с дореформенным шрифтом. Очарование фильма – в этих частных мелочах. В них, как на гипсовом слепке, проступают невыдуманные черты эпохи.
Вот на этом лестничном пролете Прохоров встречается с балериной Кшесинской. И здесь опять Кончаловский опять очень исторически точен. Ведь даже в мемуарах примы написано – в самом доме жила козочка, которая выступала со мной в балете "Эсмеральда".
Кшесинская с козочкой у ног, а Ленин с кошкой на руках. Точность даже в положении фигуры: "Вот я ее так прикладываю к ранению, и мне становится полегче".
Часть сцен снято в знаменитом ленинском кабинете. Мягкие кресла для посетителей, жесткий стул для Ленина. Знаменитая зеленая лампа. До 1994 года кабинет находился в Кремле, а после реконструкции его разместили в Горках Ленинских.
Убивать посла Мирбаха эсеры Блюмкин и Андреев приехали в посольство Германии в Москве. Все события того дня можно сверять по мемуарам. Убийство Мирбаха Кончаловский воссоздает не только по обстановке, но и по секундам.
С такой же дотошностью показан и штурм чекистами другого посольства, английского в Петербурге, центра заговора трех послов. Английского консула Локкарта, французского посла Нуланса и посла США Фрэнсиса. Коалиция желающих того века пытались подкупить латышских стрелков, захватить Кремль, арестовать Ленина.
Штурм чекистами английского посольства на Дворцовой набережной на следующий день после убийство Моисея Урицкого и покушения на Ленина Кончаловский снял со всеми историческими подробностями.
Агенты секретной британской службы встретили советских чекистов градом пуль. Военно-морской атташе Френсис Кроми палил сразу из двух браунингов. В том штурме Кроми был убит. Агент Сидней Рейли, что вместе с послом Бьюкененом готовили развал России, бежал по крышам.
В 17-м Николая II предали все командующие фронтов, кроме генерала Келлера и хана Нахичеванского. Кавказ остался верен царю.
Разак Бек Хан Хаджиев – историческая фигура. Адъютант Корнилова. Его появление в хрониках -штрих не меньшей важности, чем человеческие слабости железных революционеров.
Будущий глава Совнаркома Рыков станет "отцом" первой советской тридцатиградусной водки –рыковки. И вместе с Троцким окажется замешанным в малоизвестном коррупционном скандале – вывозе части советского золотого запаса в США.
Исполнитель роли Сталина Тимофей Окроев: "Зиновьев вагонами тащит на нужды Коминтерна какие-то чулки, носки. Троцкий вывозит вагонами золото. Многие воровали, не выдерживали бремя власти, которой себя наделили".
Всех разметает ветер истории. В подвале Ипатевского дома расстреляют бывшего царя, гражданина Романова, на полигоне в Коммунарке – его противников, Бухарина и Рыкова. Революция последовательно уничтожит своих врагов, детей и отцов. Столетия спустя ее хроники воссоздаст Андрей Кончаловский, дав возможность современным зрителям самим расставить оценки. Разобраться в месте и роли ее героев и творцов.
Андрей Кончаловский: "Мы находимся перед огромной горой, на вершине горы лежит снег, который никогда не тает. Это, собственно, и есть история страны, история российского народа".

