Все про кино
Image default
Все про кино

Кинодрама о мире балета «Времена года» Максима Шабалина выйдет в прокат 6 февраля 2025. Интервью с Ириной Гриневой

Содержание

18 января в московском киноконцертном зале «Октябрь» состоялась премьера дебютной полнометражной киноленты режиссера Максима Шабалина. Зрителю была представлена история Натальи, примы Мариинского театра, сталкивающейся с водоворотом конфликтов, способных отменить предстоящую премьеру ее спектакля. Психологическая драма о мире балета с Ириной Гриневой в главной роли получила название «Времена года». На Международном кинофестивале «Антарес» фильм был удостоен сразу трех главных наград, взяв Гран-при и победив в номинациях «Лучший полнометражный фильм» и «Лучшая женская роль в полнометражном фильме». В преддверии выхода ленты в широкий прокат состоялась встреча с Ириной Гриневой, которая ответила на несколько вопросов Виктора Гостищева.

Виктор Гостищев: Для зрителя ленты «Времена года» станет открытием, что Максим Шабалин — не только смелый парень, но еще и режиссер со вкусом.

ИРИНА ГРИНЕВА: Ну то, что Максим — смелый парень, он уже миру доказал. Он совершил немало подвигов.

— В 40 лет Максим кардинально поменял профессию и не побоялся пригласить в кадр Ирину Гриневу.

— Такой вот поворот меня, конечно, нисколько не удивил. И в фильм я шла спокойно, потому что мы уже работали с Максимом как с режиссером. А ему почему бояться со мной? Я тоже хорошая актриса. Бояться нужно, когда ты идешь куда-то неведомо куда, неведомо с кем. А с талантливым человеком работать — счастье.

Кинодрама о мире балета «Времена года» Максима Шабалина выйдет в прокат 6 февраля 2025. Интервью с Ириной Гриневой

Кадр из фильма «Времена года» с Ириной Гриневой, режиссер Максим Шабалин, 2025 г.

— Расскажи об этом опыте.

— В 2018 году Максим окончил Высшие курсы сценаристов и режиссеров, где учился в мастерской Александра Прошкина. Я думаю, что в России это лучший педагог. Это потрясающая школа. И мы сняли короткий метр «Умри, Джульетта». Мне удалось убедиться, что я работаю с «моим» режиссером, и мне с ним легко. И, наверное, мы смотрим в одном направлении и любим, и видим искусство.

— В одном направлении?

— Да, в одном направлении. Ему нравятся те же фильмы, которые мне нравятся. Это же очень важно. Поэтому, конечно, я была счастлива с ним работать. Я убедилась по первой совместной работе, что режиссер он хороший. За «Умри, Джульетта» мы получили приз Продюсерского центра «ВГИК-Дебют» «Перспектива» и грант на полный метр.

— Муж-режиссер и жена-актриса — идеальный тандем в творчестве. А за кадром?

— Нам великолепно работалось и за кадром. Максим очень сдержанный. Он любит артистов и любит то, что делает. Поэтому как актрисе мне великолепно с ним работать. И у Максима есть особый талант создавать атмосферу на площадке. Она передается в кадр. Это он умеет делать. Да и олимпийский характер никто не отменял. Наверное, это был лучший из всех фильмов, в которых я работала.

Кинодрама о мире балета «Времена года» Максима Шабалина выйдет в прокат 6 февраля 2025. Интервью с Ириной Гриневой

Режиссер Максим Шабалин на съемочной площадке фильма «Времена года»

— Сколько их у тебя?

— Я не знаю, сколько у меня ролей… 40… (56 — прим. ред). Но в фильме «Времена года» за кадром мне работалось легче и лучше всего. Не скажу, что легче в плане актерском, потому что это очень насыщенная эмоционально картина. Нужно было очень много потрудиться, нужно было встать на пуанты… Нужно было встать в один ряд с балеринами Мариинского театра.

— Это было сложно?

— Это — много труда. Если говорить именно про сложность работы «за кадром», то ее не было. Максим, например, никогда не кричит, не сквернословит. Он создает здоровую, потрясающую ауру творчества на площадке. С ним это возможно при очень сжатых сроках, при сложнейших сценах, которые на первый взгляд невозможно сделать… Он поддерживал такую атмосферу, как будто бы мы никуда не торопимся. И это была творческая среда. Все, кто были на площадке, включая реквизиторов, осветителей, все, кто работал, были включены в творческий процесс. Люди отдавались ему полностью. Мы делали это с любовью и отчаянно. И мне кажется, что у нас получилось.

Кинодрама о мире балета «Времена года» Максима Шабалина выйдет в прокат 6 февраля 2025. Интервью с Ириной Гриневой

Съемки фильма «Времена года»

— Расскажи о ярких съемочных впечатлениях.

— Я с детства мечтала быть балериной. И это удивительно, что моя мечта сбылась в фильме. Встать на пуанты на сцене Мариинского театра. В роли примы-звезды. Это было какое-то волшебство. Когда я стояла на этой сцене, мне казалось, что все мои детские мечты сбылись.

— А каково быть женой режиссера?

— Сложно… Сложно в том смысле, что ты проделал большую сложную работу, и тебе хочется прийти домой, и чтобы тебя пожалели, и как-то приняли. Дома хочется отдыхать. Но у тебя муж — режиссер, который устал еще больше и требует еще больше внимания, чем ты. Вот в этом сложность. Сложность и в том, что премьера у нас у обоих, и мы оба нервничаем. И вот здесь, в семье, нужно найти какой-то баланс, чтобы оставаться… (пауза), чтобы ничего не тронуло наш мир. Этому нужно учиться.

Кинодрама о мире балета «Времена года» Максима Шабалина выйдет в прокат 6 февраля 2025. Интервью с Ириной Гриневой

Кадр из фильма «Времена года» с Ириной Гриневой, режиссер Максим Шабалин, 2025 г.

— «Времена года» стали историей жесткого мира балета.

— Я бы не назвала балет жестким миром. Он создан для тех, кто похож на ангелов и танцует, создавая на сцене чудо. Да, каждый из них оказывается на большой сцене ценой своего подвига. Здесь собираются неслучайные люди, которые положили свою жизнь на то, чтобы быть на сцене. Порой жестокость существуют там, где люди серьезно, ценой своей жизни занимаются делом. Их ставки увеличиваются настолько, что атмосфера становится жесткой, да. Но это — настоящее дело. Если ты знаешь, за что воюешь и в какие ворота ты бьешь, или какова твоя цель, то это легче, чем быть неопределенным, например, в обычной жизненной рутине. На самом деле, мы с вами существуем в более жестком мире, потому что он менее определен.

Читать также:
Грета Гервиг убедила Netflix выпустить «Хроники Нарнии» в кинотеатральный прокат
— Ты наверняка просмотрела перед началом съемок «Времен года» немало фильмов о мире балета. Какие истории запомнились?

— Я не увидела такого фильма, который бы меня убедил. Мне кажется, что фильм про балет, про настоящий балет, еще не снят.

Кинодрама о мире балета «Времена года» Максима Шабалина выйдет в прокат 6 февраля 2025. Интервью с Ириной Гриневой

На репетиции сцены фильма «Времена года»

— А нашумевший «Черный лебедь»?

— В нем самого то балета и нет. И даже профессиональные танцовщицы-дублеры, которые танцуют вместо Натали Портман, гораздо слабее, чем балерины Мариинского театра. Их танец там сам по себе слабый, да и толком не показан. Чтобы передать истинную красоту балета, конечно, нужно больше творческих ресурсов.

— Вообще нет достойных лент о балете?

— Может быть, «Бриллианты» Рустама Хамдамова. По крайней мере, в ней показан балет в какой-то своей особой красе. Но там нет определенной истории, сюжета, а лишь ассоциации. Есть какие-то впечатляющие моменты в фильме «Фуэте» с Екатериной Максимовой и Владимиром Васильевым. Но я в принципе не видела такой картины о балете, которая бы меня убедила на 100%. Когда я спрашивала танцовщиков о балетных фильмах, которые их по-настоящему впечатлили, то и там ответа я не получала… В принципе, если снимать большой фильм о балете, то, конечно, нужно его снимать в России. Только в России можно снять потрясающую историю. Не о том, как в пуанты набили стекла, и не о том, какие там интриги и как трудно стать балериной.

— А о чем?

— О красоте и о преемственности. В России люди сохранили традиции. Удивительной красоты история русского балета. И мне кажется, что если в России сегодня есть что-то по-настоящему сильное, то это, в том числе, балет.

Кинодрама о мире балета «Времена года» Максима Шабалина выйдет в прокат 6 февраля 2025. Интервью с Ириной Гриневой

Ирина Гринева на сцене Мариинского театра в фильме «Времена года»

— Одна из причин конфликта во «Временах Года» — ревность. А еще зависть и предательство. Эти человеческие проявления— неотъемлемая часть мира искусства?

— Зависть, ревность — неотъемлемая тема искусства, да. А еще неотъемлемая тема правды. Искусство — это приоткрыть окно в правду. Цель искусства, любого — балета, театра, музыки — это открыть, преломить, дать воздух, открыть вот эту правду, красоту мира. Потому что некрасота — это неправда. Мир искорежен, а красота и искусство его выравнивают и поднимают. Поднимают над этой землей, напоминая о чем-то небесном.

— Небесном?

— Все великие произведения искусства касаются библейских тем. Всех 10 заповедей. Это самые главные темы в искусстве. Вокруг этих главных вопросов, собственно, и находится искусство. И поэтому там есть предательство. И поэтому там есть ревность и зависть. Гораздо бóльшая концентрация абсолютно всего, потому что люди хотят понять главное. Всегда, когда что-то проявляется значимое, вокруг этого очень много профанного. Чтобы попасть к храму Господню в Иерусалиме, сколько нужно пройти? Без препон не дойдешь до него. Сколько там торговцев, болящих людей… Сколько всего, без чего нет движения вперед. Препятствия — это неотъемлемая часть пути человека, который задумал что-то великое. Если человек захочет взлететь, то на его крыльях будут висеть другие люди.

Кинодрама о мире балета «Времена года» Максима Шабалина выйдет в прокат 6 февраля 2025. Интервью с Ириной Гриневой

Кадр из фильма «Времена года» с Ириной Гриневой, режиссер Максим Шабалин, 2025 г.

— Твоя героиня оказывается в весьма непростой ситуации. Какие качества ее характера позволяют ей преодолевать преграды? Какие ее качества, напротив, ей мешают?

— Ой, какой хороший вопрос вы задали, очень важный. Конечно же, не сила, не сильный характер, не закаленность. Она — прима-балерина, безусловно, она — сильный человек. Но не это ей помогло выжить. Это не помогает в таких случаях выжить. А помогает — правда. Она — человек открытый, честный. И именно эти качества ей помогают выстоять. Наверное, она впервые и встретилась с собой истинной именно в этот непростой период жизни.

— Но что ее спасает?

— У Теннесси Уильямса есть очень хорошие слова, что если человек не испытал горя, он еще и не человек. Именно в несчастье проявляется, кто ты. До того, что случилось, у моей героини было все. Она — прима Мариинского театра, она — мировая звезда. У нее есть талант, она обожает свою профессию, она живет танцем. Есть муж, которого она любит, и они живут много лет, восхищаясь друг другом, любя. Дом прекрасный, красивый, друзья верные. И даже есть ученица, подруга-балерина, которой она хочет передать все свои роли. У нее есть все. Но если в один прекрасный день ты вдруг теряешь все это, то что тебя спасет? Моей героине позволяет остаться в этой ситуации победителем именно то, что она прощает. Она прощает и идет дальше.

Кинодрама о мире балета «Времена года» Максима Шабалина выйдет в прокат 6 февраля 2025. Интервью с Ириной Гриневой

На съемках фильма «Времена года» с Ириной Гриневой

— Можно долго рассуждать об эстетической привлекательности кадра «Времен года», но особо хочется выделить музыкальное сопровождение ленты. Расскажи об этом.

— В фильме использована оркестровая живая запись. 100 музыкантов… Мне кажется, что не каждый фильм может этим похвастаться. Я счастлива, что в фильме, в котором я играю, такая музыка.

— О чем она?

— Это музыкальная тема, на которую главный режиссер, муж моей героини, ставит спектакль. Она рефреном звучит в его голове, звучит в голове моей героини. Это спектакль в спектакле. Это заслуга композитора Ивана Бурляева, который не побоялся музыку Вивальди переложить и заново написать в современном прочтении. Изначально в планах было не так много музыки, но слушая материал, Максим решил сделать музыку отдельным героем.

Кинодрама о мире балета «Времена года» Максима Шабалина выйдет в прокат 6 февраля 2025. Интервью с Ириной Гриневой

Ирина Гринева и Денис Медведев в фильме «Времена года», режиссер Максим Шабалин, 2025 г.

— В сети горячо обсуждается сцена, в которой твоя героиня оказывается полностью обнаженной. Какие ты испытываешь чувства при просмотре этого эпизода?

— Именно эту сцену всегда отмечают на фестивалях. Я испытываю гордость за режиссера, потому что это — лучшая сцена в нашем фильме. Она снималась самой первой, и она самая тяжелая. Знаете, у Теннесси Уильямса в «Трамвае „Желание“» есть сцена сумасшествия. Это — самая главная сцена, и ее нужно сделать соответствующей замыслу. И если это получается, то это победа. И у нас получилось. В этот день нам все содействовало ко благу. Стоял туман, висела полная луна, и лес был таинственным, таким как в фильмах Брессона… И десятиградусный мороз. Природа сделала нам особый подарок. Мне нужно было только раздеться и побежать босиком по снегу, и прожить эти минуты. Даже ничего играть не нужно было. Это было снято с первого дубля, и сразу получилось. Я вижу в этой сцене большую красоту.

Справка glossymag.ru: Психологическая драма Максима Шабалина о мире балета «Времена года» с Ириной Гриневой в главной роли снята в Продюсерском центре «ВГИК-Дебют» при поддержке Министерства культуры РФ. Съемки проходили в Москве и Санкт-Петербурге. На экране зрители также увидят заслуженного артиста России, экс-солиста Большого театра Дениса Медведева, актеров Антона Риваса, Нику Сафонову, Александра Галибина, Татьяну Майст, Павла Осадчего, Ирину Савицкову. В прокат лента выйдет 6 февраля 2025 года 

Кинодрама о мире балета «Времена года» Максима Шабалина выйдет в прокат 6 февраля 2025. Интервью с Ириной Гриневой

Максим Шабалин с Ириной Гриневой на премьере фильма «Времена года», 18 января 2025 г. 4 310

Похожие записи

Дэмьен Шазелл снимет биографический фильм с Леонардо ДиКаприо

admin

С 1 сентября изменилась процедура выдачи прокатных удостоверений

admin

В 2025 киностудии собираются увеличить количество выпускаемых фильмов

admin