Джек и Ханна потеряли новорожденную дочь, после чего решили вылечить душевные травмы сменой обстановки. Семья отправляется из Штатов в Японию, но вскоре Джека командируют по службе, и он остается на связи с родными только на созвонах по видеосвязи. В это время младший сын Джека, Кайл, чудом остается в живых после утопления, а его поведение начинает меняться в пугающую сторону. Джек подозревает, что в его ребенка вселилась зловещая сущность — но как он может помочь, находясь за сотни километров?
За прошедшие с даты релиза «Убрать из друзей» 11 лет Тимур Бекмамбетов практически единолично оседлал волну screenlife-хоррора, упростив до полного минимализма и без того незатратный жанр мокьюментари. Бережное отношение продюсера к «первому блину» вылилось в приличный результат — фильм 64 раза окупился в прокате, а потом породил во всех отношениях более удачный сиквел. И если успех первой части объяснялся экзотичностью «ужасов с записью рабочего стола», то во второй креативная команда выжала из идеи весь технический потенциал.
А что бы получилось, если бы постановщик и его команда отнеслись к формату небрежно и попытались выстроить на нем стандартный ужастик об одержимости? Теперь ответ мы знаем — результат вышел бы позорным. И уже таким вышел.
Авторы «Утопленника» не говорят, как тот же «Убрать из друзей», о темной стороне технологий, которые должны были сблизить людей, а превратились в идеальную ловушку. Они не изучают переживание скорби в несчастливой семье и даже не используют очевидный мотив столкновения полярно противоположных культур, который мог бы задействовать темные страницы общей истории Запада и Востока. Что же тогда они показывают? Самую банальную и бессодержательную пугалку: что-то недружелюбное вселяется в ребенка, а напуганные родители пытаются это что-то из чада выкурить (благо, не буквально).
Само по себе решение снимать прямолинейный фильм ужасов без двойного дна не преступно — как-то же мы жили столько лет до появления термина «elevated» и радовались простым, страшным и увлекательным сюжетам. Проблема в том, что из этих определений к ленте Пабло Абсенто применимо только слово «простой», причем и как существительное тоже.
«Утопленник» топчется на месте не только в визуальном плане (где у него не больно-то и много пространства для манёвров), но и проваливает задачу рассказать историю. Буквально каждое действие продиктовано потребностью сценариста и выглядит глупо: опытный офицер после просмотра видео с сыном, покусавшим старшего брата, на голубом глазу регистрируется на сайте со слоганом «Ваш ребенок одержим?». Сложно без смеха смотреть на то, как он с каменным лицом пролистывает картинки, созданные корявой бесплатной нейросетью, что подается как пугающе-нагнетающая сцена.
К сожалению, на этом мелькании нейронок «хоррорная» часть как начинается, так и заканчивается. Джека шокирует выдача гугла и барахлящая камера ноутбука, а зрителя — тот факт, что на этом фантазия создателей фильма закончилась. За десяток лет существования screenlife-ужасов операторские находки дополнились лишь зумом камеры на активные места десктопа: Абсенто переживает, что зритель что-то пропустит или заскучает, если всё время показывать экран целиком. В принципе, она права: заскучать при просмотре предстоит очень скоро.
Картонную драму отношений Джека и Ханны ни капли не интересно изображать опытным Бену Маккензи и Бояне Новакович, и в результате играют они намеренно отвратительно. Метания отца семейства на ровном месте вызывают фэйспалм, а об остальных участниках спектакля «как изгнать демона онлайн бесплатно без регистрации» забывает даже сценарист — доходит до того, что старший сын и жена героя просто выпадают из сюжета на половину хронометража, чтобы кратко нарисоваться в нелепом финале.
«Утопленник» не продлевает жизнь своему поджанру, а подыгрывает его хейтерам, подтверждая все подозрения в несостоятельности. Важно лишь заметить, что без субъективного взгляда «с монитора» это кино смотрелось бы еще хуже: оно дурно сыграно, слабо написано и ни капли не работает как хоррор. Пока screenlife не совершает революций и не добавляет истории интимности и приземленности, а остается искусственным ограничением, с которым приходится мириться как режиссеру, так и зрителям — ничего путного из него и не выйдет. Этой волне нужны свежие голоса, а не такие, каким сейчас говорят с нами Абсенто и Бекмамбетов.