Юная Куинн вместе с отцом перебирается в провинциальный городок, чтобы начать жизнь с чистого листа. Но здесь они сталкиваются со зловещей тайной из прошлого, окруженной ореолом жутких смертей и исчезновений. После того, как ужасающий клоун Френдо, некогда невинный талисман городка, начинает беспощадно убивать одноклассников Куинн, девушка понимает, что ей придется совершить невозможное, чтобы выжить.
Самое важное, что нужно знать перед просмотром «Кровавого урожая» — это то, что фильм является экранизацией романа Адама Чезаре, написанного в жанре подросткового хоррора (собственно, в оригинале его название и повторяет название романа: «Клоун на кукурузном поле» (Clown in A Cornfield)). Роман был более чем неплохо принят: получил премию Брэма Стокера как лучший подростковый роман. И прилагательное «подростковый» здесь является ключевым.
Это не значит, что фильм примитивен, глуп или наивен. Просто он затрагивает прежде всего те темы, которые наиболее интересны подросткам и находят в них отклик: первую любовь, отношения с родителями, нарушения дурацких «взрослых запретов»… да и мотивация всей этой клоуновской вакханалии в городке тоже ориентирована именно на подростков.
Здесь не стоит ожидать каких-то деконструкций жанра, киноведческих игр или рефлексий на тему воукизма или деколониальности под маской слэшера. Наоборот, с самого начала — и до самого конца фильм скроен по основным хоррорным лекалам и пользуется классическими приёмами. Но говорить о штампах было бы глупо: перед нами классические хоррор/крипи-архетипы — собственно, можно начать уже с тех, что заложены в самом названии романа и фильма: клоун плюс кукурузное поле.
Если копнуть глубже, то в фильме можно увидеть и архетипический расклад подростковых историй: свободолюбивые подростки, которых не принимают и не понимают взрослые, подростки, оставшиеся один на один с врагом, потому что те же самые взрослые им не верят, подростки, побеждающие врага — ну потому что взрослых нет рядом/подростки, побеждающие врага с помощью единственного поверившего им взрослого… Это нормально. Это хороший, крепкий, достоверный и проверенных в тысячах сюжетах каркас, на который надевается неплохо скроенное, динамичное и местами забавное повествование.
Конечно, можно было бы писать о социальном комментарии, разрыве и непонимании между поколениями. Но это всё приходит на ум чуть позже — обычно после просмотра и когда нужно написать рецензию.
А так в течение полутора часов перед зрителем разворачивается довольно бодренький слэшер, который даже отдаёт чем-то ностальгическим. Можно было бы даже предположить, что он снят в девяностых и каким-то чудом сохранился до нас. Конечно, это скорее самообман, но он не развеивается, когда ты видишь современные реалии. И этой ностальгии даже не мешают явные маркеры современности, такие, как сотовые телефоны и интернет.
Да, разумеется — и это тоже еще один классический хоррорный ход — авторы запихивают героиню (и зрителей) в городок, где время словно остановилось, а жизнь увязла даже не в девяностых, а в семидесятых, что тоже работает на ностальгию (и еще больше дает понимания к мотивации убийств).
Примерно через полчаса ловишь себя на том, что можешь угадать даже не сюжетный поворот, а следующий кадр — вот тут сейчас перед машиной выскочит клоун, а вот тут этот персонаж развернется и не будет слушать героиню, а вот сейчас они не поверят, что перед ними [спойлер].
И это не является плохим. Складывается ощущение, что ты встретился со старым приятелем, с которым не виделся много лет, и теперь с удовольствием узнаёшь его манеру речи, жесты, одни и те же истории, которые он рассказывал и пять лет назад, и сейчас. Тебе с ним уютно, спокойно, и ты получаешь радость именно от этого узнавания.
Учитывая, что выпущено уже два продолжения оригинального романа, и автор уже пишет четвертую книгу — может быть, старый приятель еще не раз наведается к нам.
«Кровавый урожай» — не событие в мире хоррора. Это отличный, крепкий середнячок, неплохая экранизация неплохого романа. Это тот самый питательный бульон, благодаря которому появляются на свет истинные жемчужины жанра. Тот самый бульон, который деконструировал «Крик», на который опирается «Улыбка», из которого выросли персонажи «Пункта назначения». Это приятный питательный бульон, который насыщает и от которого не требуется быть приготовленным как в лучших ресторанах «Красного гида «Мишлен»»