Все про кино
Image default
Киноафиша

Приходите в мой дом: рецензия на фильм «Присутствие» (2024)

Переезд в новый дом становится для Ребекки и Криса шансом на восстановление после трагедии — сразу две подруги их дочери Хлои погибают во сне при загадочных обстоятельствах. Когда в доме начинают происходить необъяснимые паранормальные явления, Хлоя решает, что к ней вернулась заблудшая душа подруги. Но для чего ей понадобилось возвращаться?

В начале одного из величайших романов о привидениях есть слова: «На лестницах и в галереях лежала незыблемая тишь, и то, что обитало внутри, обитало там в одиночестве». С кадров прогулки самой одинокой из сущностей и начинается «Присутствие», и поначалу может показаться, что уникальная точка зрения «от лица привидения» — единственная собственная находка его авторов. Ручная съемка — всё-таки слишком привычный прием, так что свыкнуться с мыслью о том, что по дому гуляет не призрак, а обычный оператор, непросто.

Приходите в мой дом: рецензия на фильм "Присутствие" (2024)

Зато после ввода и представления персонажей получается наконец-то выдохнуть и признать: перед нами не очередная неловкая попытка дебютанта в жанре зацепиться за ускользающую популярность «Паранормальных явлений», а продуманная работа опытного постановщика. Содерберг ставит на первый план тревожность недоверия, нарастающего в дисфункциональной семье. Ощущение того, как дом превращается из «моей крепости» в обитель скорби, невысказанных упреков и пассивно-агрессивных ремарок за ужином — вот, что пугает на самом деле. Привидение в таком контексте превращается в воплощение груза прошлого, который намертво привязан к памяти и с каждым днем обретает дополнительную плотность. Обозначение его присутствия, признание семьей своих скелетов в шкафах — дело времени, и вопрос лишь в том, можно ли вывеcти безысходность угасающего домашнего очага хоть во что-нибудь положительное.

Приходите в мой дом: рецензия на фильм "Присутствие" (2024)

Подхватывая меланхоличное настроение готических историй позапрошлого века и подчеркивая его красивейшим саундтреком, Содерберг не забывает осовременить подачу. Юные герои открыто говорят о том, какого это — терять близкого человека, не клонятся к стереотипным шаблонам (Крис — никакой не стандартный патриархальный «глава семьи», а такой же потерянный и напуганный человек, как и его родственники) и не бросаются горячо отрицать явление неведомого, которому становятся свидетелями. Пожалуй, драма их взаимоотношений — лучшее, что есть в фильме, который мог бы получиться качественной семейной драмой. Если бы не третий акт.

Читать также:
"Эддингтон" Ари Астера определился с премьерой и получил новый постер (+ КАДР)

Увы, сценаристу не хватило то ли терпения, то ли смелости довести тему распада ячейки общества до конца, и в финале он плавно, но бегло переключает жанр ленты — от тихой и неторопливой трагедии к чистому триллеру. Пусть и так же мастерски поставленная, но инородная финальная треть слегка обесценивает тот сложный разговор, который Содерберг начинал поначалу, отчего даже завершенная формально история кажется неоконченной. Казавшаяся логичной авторская мысль вдруг переворачивается в упрощенную байку о возмездии свыше, по крайней мере, не теряя связи с классикой: призрак, кроме метафоры, теперь служит еще и мрачным предзнаменованием, что уж точно в духе М. Р. Джеймса, Ле Фаню, Бирса и прочих корифеев. Получается, уважение к корням соблюдено даже таким ненужным поворотом.

Приходите в мой дом: рецензия на фильм "Присутствие" (2024)

Получилось ли у Содерберга все-таки подвести черту под жанром с «нехорошими домами»? Пожалуй, нет, но это и не упрек. Еще десятки раз семьи поселятся в пустой дом, еще сотни раз услышат пугающий шум по ночам, еще тысячи раз пригласят медиума для проведения ритуала. Популярность «привиденческого хоррора», захватившего прокат в последний десяток лет, понемногу сходит на нет, и это добротное поле для экспериментов — даже когда попытка перевести внимание на принципиально другой ракурс так и остается лишь попыткой. «Присутствие» — складный и стильный хоррор, который мог стать еще смелее и разрушить сковывающие его рамки «еще одного ужастика с призраками». Но, к небольшому сожалению, не стал.

Похожие записи

Рыбак возвращается: анонс трейлера нового «Я знаю, что вы сделали прошлым летом»

admin

Братья Уэйанс анонсировали перезапуск культовой комедийной франшизы «Очень страшное кино»

admin

Аманда Сайфрид намекнула на работу над продолжением «Тела Дженнифер»

admin