Читать Вести в MAX Уже скоро на телеканале «Россия» – самая ожидаемая премьера года. «Хроники русской революции» – 16-серийный фильм прославленного режиссера Андрея Кончаловского.
Это большое путешествие в прошлое, где на экране предстанут важнейшие личности отечественной истории. Премьера "Хроник русской революции" на телеканале "Россия" уже скоро. Пока же некоторые секреты приоткроет Дмитрий Кайстро.
"Революцию задумывают романтики, осуществляют прагматики, а ее плодами пользуются выродки. Верная мысль, как думаешь?"
В его масштабной картине нет ни белоснежных ангелов, ни инфернальных демонов. Киноэпопея Андрея Кончаловского – художественное осмысление 20 революционных лет на строгом материале истории.
Андрей Кончаловский: "Мною двигало это любопытство. Давайте попытаемся понять…Это Великая Октябрьская социалистическая революция, которая перевернула социальный строй огромной, патриархальной, земледельческой, монархической страны. Это немыслимое событие. Немыслимое".
Путь к событиям Октября Кончаловский исследует с кризиса, охватившего страну после поражения в Русско-японской войне и разгула революционного террора.
Кончаловский не просто исторически точен. Он документально скрупулезен в деталях. Взрыв в меблированных комнатах "Бристоль", сейчас на этом месте отель "Астория", действительно произошел 11 марта 1905 года. Во время взрыва погиб известный подрывник, эсер Максимилиан Швейцер.
Швейцер – глава петербургского отделения боевой организации эсеров. Изготовленной им бомбой террорист Сазонов взорвет министра внутренних дел империи Плеве. Швейцер один из 157 реальных исторических персонажей, что появляются в киноромане. Ключевая фигура эпопеи – главный творец Октября Ульянов-Ленин.
Актер Евгений Ткачук: "Та идея, в которую он верил, она героическая. Другое дело, что в какой-то момент она настолько стала самоцелью, что приобрела другой контекст, другую полярность. Это же "Бесы" Достоевского. Нас начинает съедать наша идея".
В картине большинство реплик исторических деятелей – это документально зафиксированные цитаты. А вот в воплощении персонажей, напротив, сознательный уход от мифов и клише.
В "Хрониках…" Кончаловского ключевые события последних десятилетий. Убийство Григория Распутина, партийные и фракционные дискуссии в штабе революции в Таврическом дворце. Разгон Учредительного Собрания Кончаловский не просто снимает, во многом воссоздает по кадрам хроники.
В картине Ленин присаживается на ступеньку у трибуны. Это буквальный парафраз из кадров хроники. А вот вождь большевиков на Финляндском вокзале перед выходом к рабочим меняет буржуазный котелок на пролетарскую кепку. Деталь, неоднократно описанная в мемуарах
Пятый съезд Советов автор фильма снял там, где он и проходил в 1918 году – в Большом театре.
Еще одна развилка русской истории. Разрыв большевиков с левыми эсерами. Для съемок этой массовой сцены режиссер задействовал почти 700 человек.
Собирательный портрет офицера жандармерии Михаила Прохорова, сыгранный Юрой Борисовым, один из стержневых в картине.
Борец с казнокрадами и мздоимцами, Прохоров – в эпицентре исторических событий.
Еще один собирательный образ – Ариадны Славиной. В ней черты разведчицы баронессы Будберг, Ариадны Скрябиной, дочери композитора, и Надежды Пешковой, невестки писателя Горького.
"Она хотела сделать так, чтобы страна изменилась. Так, чтобы люди жили лучше, так, чтобы из такой стагнации, в которой находилась России, все вышло на новые уровни", – делится своим мнением заслуженная артистка России, актриса Юлия Высоцкая.
Знаменитый 107-й номер гостиницы "Националь", где актеры побывали еще до съемок, чтобы полностью погрузиться в атмосферу событий. Именно здесь после переезда правительства в Москву в 1918 году жили Ленин и Крупская.
Не только вожди и высшие чиновники. Атмосфера "Хроник…" Кончаловского – в судьбах малоизвестных персонажей. Активист боевой группы ЦК РСДРП Лютер – Мефистофель революции. Он разрушает мир насилья насильем еще большим.
Актер Александр Мизёв: "В моем персонаже Лютере превалирует темное и разрушительное. Но совсем уж одной краской я бы его не стал мазать".
На одном из сюжетных поворотов Лютер встречается с вымышленным персонажем русской истории – журналистом и авантюристом Манасевичем-Мануйловым, который, по словам Бонч-Бруевича, "был снедаем только одной страстью – к наживе".
Встреча происходит в кинотеатре, который в те годы называется "Пикадилли". И вот здесь очень тонкая режиссерская мысль. Социалисты-революционеры желают получить деньги из французского заема премьеру-либералу Витте. И все это происходит в синематографе, который носит название одной из центральных улиц Лондона. Страны, что в те годы и держит в руках все нити политических интриг.
Через показанное Кончаловским 20-летие проходят Троцкий, Красин, Горький, поп Гапон и "купец революции" Парвус-Гельфанд.
Известные авантюристы, артисты, министры. И их размышления о судьбах России.
Первая мировая обострила все противоречия в России. Режиссер задает свои вопросы минувшему – через диалоги героев.
Фигура Николая Второго наиболее трагична.
Актер Никита Ефремов: "Человек как будто уже заранее знает свою судьбу. Это определяет его внутренний мир. Определяет то, как он смотрит, как общается. Поэтому мне было важно это ощущение в себе допустить".
Российская революция стала выражением исторического нетерпения, размышляет Кончаловский. Но любая попытка немедленно изменить общество заканчивает хрустом костей и кровавой баней.
В центре исторической рефлексии у режиссера желание понять. Его кинороман поэтому и снят с большим уважением и к самой истории, и конкретным историческим фигурам. От Николая – до Ленина.
Андрей Кончаловский: "Надо уметь любить своих персонажей. Даже негодяев. Надо постараться их понять. Мне бы хотелось, как художнику, оставить поколению, которое идет за мной или после, некие маяки, которые бы его заинтересовали с точки зрения истории нашей великой страны".