20 марта в пресс-центре ТАСС прошла пресс-конференция по вопросам расширения экспортных возможностей для российских кино- и анимационных компаний с участием представителей компании Роскино. О новых мерах поддержки экспорта контента и ключевых международных кинорынках рассказали: генеральный директор Роскино Эльза Антонова; директор по связям с индустрией и международным b2b мероприятиям Роскино Дмитрий Кабанов; экономист финансового отдела проектов и отчетности Роскино Ксения Султанова и юрист Роскино Инна Бондаренко.
Эльза Антонова отметила, что за последние четыре года Роскино представило российскую киноиндустрию на более чем 20 крупных международных кинорынках, организовывая объединенные стенды российских компаний. В 2024 году в дополнение к этим классическим мерам поддержки экспортеров контента, Роскино при поддержке Фонда кино запустило новый формат — возмещение и/или обеспечение части затрат компаний на самостоятельное участие в кинорынках.
По результатам первого отбора было одобрено 26 заявок: 13 на возмещение части затрат и 13 — на обеспечение части затрат. Компании, получившие поддержку, приняли участие в 15 зарубежных кинорынках, география которых охватила такие страны как Китай, Индия, ОАЭ, Южная Корея, Сингапур, Мексика, Венгрия, Франция, Германия, США, Казахстан. Объем поддержки составил до 70% от затрат экспортеров.
Большой интерес компаний, участвующих в отборе, вызвали азиатские рынки. Партнеры в азиатском регионе приобретают как контент для кинотеатрального проката, так и для онлайн-платформ и телеканалов. Было отмечено, что значительная часть заявок первого отбора — более трети от всего объема — касалась анимационного контента, который сегодня является лидером экспорта российской киноиндустрии.
Во время пресс-конференции были отмечены особенности ключевых кинорынков в Азии и регионе MENA, обладающих большим потенциалом для российских экспортеров. Спикеры выделили Shanghai International Film&TV Market, международную выставку кино и телевидения Telefilm Vietnam c фокусом на ТВ-контент, японский TIFFCOM (рынок привлекает покупателей контента из Японии, Южной Кореи, Китая, Тайваня, Гонконга, Таиланда, Сингапура, Малайзии, а также США и европейских стран), Дубайский международный рынок контента DICM и индийский FILM BAZAAR, который может быть полезен тем, кто заинтересован в копродукции.
12 марта Роскино объявило второй отбор в целях возмещения и/или обеспечения части затрат на участие в международных кинорынках, и уже начали поступать первые заявки. В числе основных требований к компаниям-соискателям поддержки: наличие у фильмов актуального УНФ (удостоверения национального фильма) и год завершения производства, начиная с 2023. Важным условием является достижение показателей эффективности: не менее двух сделок по продаже фильмов в течение одного года после завершения кинорынка. Объем поддержки, как и в первом отборе, также составит до 70%.
В настоящее время Роскино также прорабатывает возможность организации в 2025 году собственных зонтичных стендов, объединяющих российские компании, на международных кинорынках.