Все про кино
Image default
Звезды

Дмитрий Якунин: «Мы занимаемся локальными, но, как мне кажется, важными направлениями киноиндустрии»

В рамках 47-го Московского международного кинофестиваля прошел ХVII Московский питчинг дебютантов. Ожидая новые фильмы, Кино-Театр.Ру решил поговорить с руководителем проекта и генеральным продюсером продюсерского центра «Мувистарт» Дмитрием Якуниным о прошедшем питчинге, особенностях короткометражного кино, развитии киноотрасли в регионах и новых продюсерских проектах.

На Питчинге дебютантов на ММКФ был аншлаг. Чем вызван такой большой интерес к дебютам?

Я сам, честно говоря, немного удивился количеству заявок и большому интересу, ведь сейчас проходит очень много сценарных конкурсов. У Фонда кино есть замечательная программа «Автор», сценарные акселераторы проходят у Фонда поддержки регионального кинематографа, также поиском дебютов занимаются платформы, холдинги и частные компании. У Питчинга дебютантов на ММКФ действительно есть бренд, есть репутация, есть достаточно большая история успеха. Прежде всего надо отметить площадку ММКФ и серьезное жюри, которое замечательно поработало в этом сезоне.

Надеюсь, что после Питчинга мы увидим несколько фильмов, в том числе и на Московском кинофестивале. В этом году, например, в конкурсе «Русские премьеры» показали фильм «Волки», который получил финансирование благодаря региональному питчингу. Вообще многие проекты алтайского режиссера Михаила Кулунакова неоднократно побеждали и участвовали в питчингах. Игровой фильм «Тропа» получил финансирование в размере 500 тысяч рублей на Сибирском питчинге дебютантов. Участвовал в питчингах и короткометражный фильм «Изгородь». Михаил, как мне кажется, делает большое дело, пытаясь развивать кино на Алтае. Надеемся, что общественная деятельность у него будет получаться не менее искусно, чем создание фильмов.

Как вообще на проведение питчингов влияет освещение СМИ и телеграм-каналов?

Действительно, возможно, в этот раз помог информационный охват от профильных СМИ и телеграм-каналов. Это могло дать и такое большое количество заявок. Развивается наш сайт moviestart.ru и, соответственно, телеграм-канал. Эти площадки собирают всё больше кинематографической публики. К сожалению, у нас не так много индустриальных СМИ, а вот телеграм-каналов становится всё больше и больше. Это создает здоровую конкуренцию за зрителя и за читателя. Они также подпитывают саму индустрию, что тоже очень здорово.

На Питчинге дебютантов довольно жесткий отбор: из около 700 заявок выбрали 16 работ. На что в этом году особенно обращали внимание при выборе проектов?

Конечно, нам важна сама история и качество самого проекта. Но в этот раз мы хотели удивить экспертов разными жанрами, новыми темами, актуальностью проектов на рынке. Хотя мы и рассматриваем дебюты, нам важно наличие опыта работы над реальными проектами, в том числе короткометражными фильмами, участие в партнерских питчингах и сценарных конкурсах, а также региональный аспект. Сериал «Диспетчер», который стал победителем Башкирского питчинга кинопроектов 2025 года, сейчас занял второе место на Московском питчинге дебютантов. Такая цепочка побед очень часто приводит к результату.

Дмитрий Якунин: «Мы занимаемся локальными, но, как мне кажется, важными направлениями киноиндустрии»

Насколько важна интересная защита проекта?

Это тоже важно. Во время питчинга «Транссиба» — сериала, в котором герой Марка Эйдельштейна отправится работать проводником, — представляющие проект девушки сами вышли в костюмах проводников. Действительно, это выглядело очень интересно и ярко. Мы как раз этому и учим на тренингах. Формат экспериментальных питчингов подразумевает такой подход — это площадка, где вы можете себя заявить в качестве творца и креатора, а потому неплохо подумать над тем, как удивить эксперта. Несколько лет назад на питчинге в рамках ММКФ режиссер и автор проекта представляли короткометражный фильм «Соня любит, Соня не любит», держа в руках ту самую куклу, о которой и был фильм. Этот проект и забрал главный приз. Еще необходимо качественно визуализировать свою историю. Нет смысла экономить на дизайне. Лучше сделать так, чтобы визуальная презентация заинтересовала экспертов, и они захотели подробнее познакомиться с проектом.

На питчинге победили несколько проектов, основанных на реальных событиях. Насколько для хорошего фильма важно иметь в основе реальную историю?

Проект про Юрия Никулина был очень интересным. Я даже думал, он может стать победителем. Особенность этого байопика не только в реальной основе, но и в том, что сам герой привлекателен, о нем хочется смотреть кино. К тому же про этого великого актера было не так много известных или резонансных документальных фильмов. В этом проекте была хорошая проработка с продюсерской точки зрения: уже есть договоренности с родственниками. К сожалению, нам не показали, кто будет играть главную роль, хотя это был главный вопрос экспертов. В зале даже шутили, что, скорее всего, это Юра Борисов, либо Марк Эйдельштейн. Если говорить о новых тенденциях в этом году, то всё также популярны социальные драмы и авторское кино. Однако было очень много комедий. Дебютанты стали выбирать больше позитивных историй.

Каково сейчас состояние дебютного кино?

Возможностей для дебютантов появляется всё больше и больше. Активно развивается Институт развития интернета. Рынок дебютов до сих пор имеет большой потенциал. В сотрудничестве с молодыми артистами и режиссерами сейчас заинтересованы платформы. Они создают сценарные мастерские и лаборатории, активно ходят на питчинги, отсматривают новые фильмы, участвуют как члены жюри на фестивалях. Ярким примером развития может послужить история Николая Рыбникова. После успешной дебютной работы «Чекаго» он снял «Трудные подростки-5» и теперь в работе над большим блокбастером «Девятая планета». Очень здорово, что подобные истории успеха есть. Это мотивирует ребят приходить в профессию и снимать кино, а также показывает, что на их творчество есть спрос.

Почему сейчас особенно важно поддерживать короткометражное кино?

Бег на короткие дистанции для дебютантов намного легче преодолеть, чем полный метр. Есть, конечно, исключение из правил. Допустим, в Якутии практически не снимается короткометражное кино. Там часто сразу, учитывая достаточно большое количество кинотеатров и внятную систему кинопроката, авторы снимают полный метр. Но в основном европейская и мировая индустрия начинается с короткого метра. В нашей стране, безусловно, этот формат тоже работает как стартовый. Всё больше людей стремятся попасть в кинопрофессию. А короткий метр — это самый доступный, при этом малобюджетный способ для того, чтобы заявить о себе. Фестиваль «Короче», наш фестиваль «Дни короткометражного кино», «Святая Анна» и другие киносмотры вызывают большой интерес у продюсеров, скаутов и агентов. Многие знакомые продюсеры и редакторы ходят смотреть дипломные работы, чтобы не упустить таланты.

Дмитрий Якунин: «Мы занимаемся локальными, но, как мне кажется, важными направлениями киноиндустрии»

Какой путь проходят фильмы после фестиваля «Дни короткометражного кино»?

На данный момент существует серьезная проблема с дистрибуцией короткого метра. Несколько лет назад компания «Пионер» запускала проект «Русское краткое», были попытки популяризации данного формата на платформах — KION, START. Фестивальные показы пользуются популярностью, но, судя по опыту проката и цифрам смотрения онлайн, нельзя сказать, это может на данный момент стать бизнесом. Наш фестиваль «Дни короткометражного кино» выбрал, как мне кажется, единственную возможную форму проката короткого метра — некоммерческий прокат в рамках «Эха». Благодарю Президентский фонд культурных инициатив за поддержку нашего проекта и возможность познакомить с дебютными работами большое количество зрителей.

Русские дома в зарубежных странах, Точки кипения АСИ, коворкинги, креативные пространства, музеи, библиотеки и, конечно, кинотеатры являются площадками для проведения показов короткометражных фильмов в рамках нашего проекта. Более 150 тысяч зрителей смотрели фильмы «Дней короткого метра» в этом году. Мы охватили более 700 площадок, 75 регионов, 25 стран мира. Такой большой охват удалось собрать благодаря платформе script.moviestart.ru, которая позволяет оптимизировать все процессы во взаимодействии с площадками. Нашими партнерами и коллегами по популяризации короткого метра также является «Фестиваль уличного кино», являющийся лидером по продвижению дебютного кино в летних кинотеатрах и на открытых площадках.

Как себя проявили новые номинации: «Лучший фильм по мнению Жюри поколения тик-тока» и «Лучший нейросетевой фильм»?

Каждый год мы хотим удивлять и партнеров, и экспертов, и прежде всего зрителей. Инициатива по «Жюри поколения тик-тока» появилась от молодых членов дирекции, которые, наверное, лучше знают, чего хотят юные зрители и как их привлечь к нашему фестивалю. Тимофей Кочнев, Пётр Натаров и Таисья Калинина в качестве жюри отлично справились и проявили очень большую активность. Им этот опыт был очень важен, так как они впервые принимали решение, которое может напрямую сказаться на дальнейшей судьбе этого фильма и режиссера в целом. Они с большим вниманием и аккуратностью несколько раз просматривали эти фильмы. Я еще больше стал уважать наших молодых актеров, которые ответственно выполняли свою работу.

Что касается нейронных технологий, то должное стоит отдать Павлу Перегудову, куратору этой программы. Он является одним из ключевых визионеров по продвижению искусственного интеллекта в киноиндустрии и экспертом ArtMasters, Агентства стратегических инициатив и Фонда поддержки регионального кино. Павел и предложил нам собрать эту программу на основе конкурса MyFilm48, который мы проводим. Честно, не все зрители, пришедшие на показы, остались довольны программой. Действительно, этот новый формат пока не всем понятен. Однако быстрота, с которой происходит изменение отрасли, обновление и перепрошивка новых программ, говорит о том, что количество и уровень этих фильмов будет расти.

Новые технологии были также представлены на открытии нашего киносмотра. Вместе с актером Андреем Родным ведущим открытия стала Дари, созданная с помощью искусственного интеллекта. Это было достаточно креативно и неожиданно для наших зрителей. Планируем и дальше экспериментировать и удивлять на наших фестивалях. Но для нас самое важное, что новые технологии являются лишь способом для авторов выразить свои идеи и помочь реализовать свои творческие замыслы. Несмотря на технический прогресс, главным для нас при формировании подобных программ является Человек и его замысел.

Дмитрий Якунин: «Мы занимаемся локальными, но, как мне кажется, важными направлениями киноиндустрии»

Почти все знают про силу якутского кино. У каких регионов есть потенциал и возможность стать такими же центрами кино?

Стоит отметить достаточно большое количество важных программ и проектов, формирующих «Кино большой страны». В рамках программы АПКиТ «Кино России» подписаны соглашения с 25 регионами России по реализации программы развития кинокомиссий. В прошлом году по программе рибейтов региональными властями было выделено 404 миллиона рублей, что почти на 100 миллионов больше, чем в 2023-м. Большой вклад в популяризации регионального кинематографа внес проект Кино-Театра.Ру — «Кинокарта России», отображающий географию съемок отечественных фильмов и сериалов. Конкурс ФПРК «Россия — взгляд в будущее» системно развивает документальное кино. За три года снято 180 фильмов, представленных на ведущих фестивалях, платформах, телеканалах.

Читать также:
Мария Погребняк показала фото сына из роддома, которого скрывала от фанатов

Уже два года проходит в федеральных округах образовательный проект «Арт Мастерс. Регионы» (где я являюсь продюсером направления «Кино»), в рамках которого восемь команд снимают короткометражные фильмы, которые будут представлены на платформах и фестивалях. В дальнейшем студии-победители имеют возможность участия в акселерационных программах и создания уже полнометражных работ.

Мы продолжаем развивать систему региональных питчингов. В этом году при поддержке «Мувистарт» прошли или пройдут питчинги в Башкортостане, Красноярске, Иркутске и, возможно, других регионах. Уже три года ФПРК и продюсерский центр Фонда проводит Лабораторию «Формула пути», в рамках которой проходит девелопмент проектов региональных авторов и финальный питчинг, на котором представлены проекты шорт-листа. По итогам прошедших лабораторий более десяти авторов заключили соглашения с продюсерскими компаниями и сценарными агентствами, а для участия в Лаборатории было прислано более 1000 заявок от авторов из более чем 50 регионов.

Со своей стороны, в рамках форума «Новый вектор», руководителем которого я являюсь, мы представляем успешный опыт, практики по развитию кинематографа в регионах. К развитию регионального кино мы подходим не только с практической, но и теоретической точки зрения. В прошлом году я даже защитил дипломную работу в РАНХиГС на тему «Модели развития регионального кино» и продолжаю вести исследовательскую работу в этом направлении.

Что касается регионов, в которых будет развиваться кино, то мы понимаем, что для этого необходима, прежде всего, техническая база и предыдущий опыт. Переоснащение студии «Саха-фильм», развитие студии в Крыму «КиноЮг», развитие кинокластеров в Бурятии, Перми, Калининграде, Красноярске говорит о том, что эти регионы будут наращивать объемы производства, как федерального, так и локального контента.

Дмитрий Якунин: «Мы занимаемся локальными, но, как мне кажется, важными направлениями киноиндустрии»

Место проведения форума «Новый вектор» постоянно меняется. Что влияет на выбор регионов?

У каждого региона есть специфика: географическая, национальная, культурная. Где-то опыта кинопроизводства совсем нет. Форум проводится там, где, как мы считаем, наша активность поможет расшевелить местные власти и местные киносообщества, дать импульс для развития кино. В прошлом году мы провели форум на Алтае, что привело к активным действиям местной власти и киносообщества.

В этом году мы успешно провели форум в Новосибирске, по итогам которого принято решение о создании кинокомиссии в регионе, обсуждается вопрос создания Музея Сибирского кино, проведения Питчинга киностартапов, образовательной программы для сценаристов и продюсеров Сибирского федерального округа и так далее. Мы видим большой потенциал в развитии кинематографа в регионе, прежде всего местных команд и авторов, и поэтому хотели бы проводить Форум «Новый вектор. Сибирь» здесь на постоянной основе.

Как задаче «Нового вектора» помогают дополнительные форматы: образовательные программы и актерские мастерские?

Акселерационные программы, безусловно, важны. Подобные программы проходят и на ведущих зарубежных киносмотрах. Двухдневные и трехдневные лаборатории, интенсивы помогают развиваться местным авторам. В рамках недавно прошедшего форума мы провели интенсивы по трем направлениям: создание медиа-проектов с помощью ИИ, актерский тренинг и мастер-класс по созданию трейлеров. В других регионах, исходя из запроса местного киносообщества, образовательная программа может варьироваться.

Как на развитие региональных кинокластеров повлияла деловая программа «Духа Огня»?

Организаторы деловой программы фестиваля «Дух Огня» — Фонд Росконгресс — попросили меня стать модератором сессии, посвященной регионам. Честно, количество подобных сессий и форумов в последнее время превышает, как мне кажется, их качество. Поэтому при подготовке мы хотели бы сделать акцент на её актуальности и целеполагании. Учитывая международный статус фестиваля, уровень его участников, мы представили кинокластеры, которые уже сейчас способны или в дальнейшем планируют привлекать международные съемочные группы. Поэтому мы дали возможность представить свои программы московским компаниям, которые стремительно расширяют и развивают инфраструктуру: «Москино», Киностудия им. М.Горького, eXtraOrdinary Virtual Production, студия XOVP. Кроме того были представлены развивающиеся кинокластеры в Перми, Бурятии, Калининграде, Красноярске. Помимо самих презентаций, мы, безусловно, поговорили и о проблемах и точках роста. Главный вопрос, который волновал всех — в связи с развитием московского кинокластера и распространением практики внедрения искусственного интеллекта, — не снизится ли количество проектов, снимаемых в регионах и как будет трансформироваться киноотрасль?

Эксперты, в том числе коллеги из стран БРИКС — Бразилии, Индии, ЮАР, — высоко оценили уровень инфраструктурных объектов, и мы надеемся, что данная дискуссия увеличит количество снимаемых в России международных проектов как в Москве, так и регионах. Ведь создается большое дело: развивается кино большой страны, и это самое главное.

Дмитрий Якунин: «Мы занимаемся локальными, но, как мне кажется, важными направлениями киноиндустрии»

Хочется поговорить о ваших продюсерских проектах. В конце этого года на Okko выйдет док «Горбушка. Сердце московского рока». Как пришла идея сделать этот проект?

6 лет назад на ММКФ мы представляли проект «Анатолий Крупнов. Он был», который получил приз зрительских симпатий. Во время премьеры мы объявили о том, что тема русского рока и российской музыки настолько глубока и многогранна, что можно регулярно создавать подобные проекты. Мы сняли фильм при поддержке Okko про Михаила Горшенева, про молодую группу «Аффинаж». Есть еще несколько проектов в разработке, хотя мы не ограничиваемся только музыкой и роком. Данные проекты носят кроссмедийный характер: вокруг них строится кинематографическое и музыкальное комьюнити, обсуждается проведение выставок и других мероприятий.

Наш новый проект, опять же в сотрудничестве с Okko, про Горбушку — культовое место Москвы. Про русский рок 80-90-х и 2000-х рассказывают известные музыканты: Гарик Сукачев, Александр Ф. Скляр, Сергей Галанин, Армен Григорян, Вадим Степанцов и многие другие.

В продюсировании игрового кино мы концентрируемся на поддержке региональных проектов. В фильме «Суворовец 1944» мы с Игорем Шибановым выступили дистрибьюторами, в фильмах «Испытания аулом» и «Испытания аулом. Ход конем» я выступаю в качестве сопродюсера и промо-продюсера проекта. Дистрибуция регионального контента — это важное и перспективное направление. В марте-мае вышли или выйдут сразу несколько достаточно успешных фильмов региональных студий: якутские «Диодорова. Против течения», Спид Стар, документальный фильм про танцоров «ЮДИ. Танец в темноте», показанный на открытии «Дней короткого метра» в прошлом году, альманах «Наследники Победы» новосибирской студии «Краски», башкирский альманах «Лето. Город. Любовь», «Лето на память» иркутской команды с Кириллом Кяро в главной роли. Практически все они ранее были представлены на наших питчингах и форумах, и, думаю, у них неплохие прокатные перспективы. Надеюсь, что эти картины получат возможность быть представленными на федеральных платформах и телеканалах.

Что касается нашей компании, направление дистрибуции я рассматриваю прежде всего как важный опыт и предоставление возможности выхода региональных студий на федеральный уровень.

Дмитрий Якунин: «Мы занимаемся локальными, но, как мне кажется, важными направлениями киноиндустрии»

Как складывалась работа над проектом «Про корову», участвующим в конкурсе короткометражных фильмов на этом ММКФ?

«Про корову» — это история про невезучую Снежану, приехавшую в родную деревню хоронить отчима. Однако, у нее нет денег на похороны, и остается выход: продать корову, единственный активный ликвид в хозяйстве. Несколько лет назад на Архангельском питчинге дебютантов молодые режиссеры Антон Симухин и Николай Алексеев выиграли главный приз на питчинге дебютантов. Экспертам понравилась внятная драматургия, креатив молодой команды, жанровость. К сожалению, проект после питчинга не был реализован, но впоследствии сценарий был отмечен на конкурсах в рамках фестиваля «Лампа» и питчинге в рамках Красноярского форума кинопроизводителей. «Мувистарт» и компания «Манифесто» сняли достойное кино, встреченное аплодисментами на премьере в рамках ММКФ. В этом году фильм будет представлен и на других киносмотрах, и в дальнейшем, надеемся на его показах на платформах.

Может быть, готовятся еще какие-то новые общественные или продюсерские проекты, о которых вы хотели бы рассказать?

В ближайшее время мы с Евгением Владимировичем Герасимовым, Президентом Московского международного кинофестиваля «Будем жить» объявим о старте приема заявок на 14-й киносмотр. Успех фильма «Роман Костомаров: Рожденный дважды», представленный на закрытии фестиваля в прошлом году, показал, как важно продвигать мотивирующие фильмы. Поэтому с этого года акцент при отборе программы будет сделан на мотивационное, побуждающее к правильным поступкам кино, фильмы о современных героях. Мне кажется важно, что таких фильмов снимается всё больше и больше.

Еще один проект, который будет реализован в ближайшее время, — «Трейлер Победы», проводимый «Арт Мастерс» совместно с «Мосфильмом». Выпускники «Арт Мастерс» разных лет смонтировали трейлеры к советским классическим фильмам про Великую Отечественную войну: «Летят журавли», «Баллада о солдате», «Иваново детство» , «Они сражались за Родину» и другим. В год 80-летия Великой Победы эти материалы будут представлены на онлайн-площадках, кинофестивалях и форумах. Я являюсь одним из авторов идеи проекта и наша компания «Мувистарт» активно продвигает, как мне кажется, очень важный проект для осмысления Великой Отечественной войны молодежью. Также в ближайшее время мы обновим наш сайт «Мувистарт», активно развиваем социальные сети, и в целом информационное направление. Будем рады сотрудничать с Кино-Театр.Ру и в этом направлении тоже.

За чем стоит следить в этом году?

Сейчас в мире и геополитике происходит очень много важного. Влияние этих процессов на будущее нашей планеты, нашей страны, общества — мне кажется, это самое значимое. От этих процессов и решений будет во многом зависеть и развитие нашей киноиндустрии. Надеюсь, что та локальная ниша, которой мы занимаемся вместе с командой, будет еще больше востребована сильными индустриальными игроками и получит дальнейшее развитие.

Дмитрий Якунин: «Мы занимаемся локальными, но, как мне кажется, важными направлениями киноиндустрии»

Похожие записи

Алексей Розин: «Я научился более отстраненно смотреть на себя на экране»

admin

Денис Васильев: «Я хочу сниматься в авторском кино»

admin

Мария Шульгина: «В третьем сезоне «Почки» мы решили углубиться в историю детства Наташи Кустовой»

admin