Шок-хоррор «Ужасающий 3» продолжает шокировать в том числе и цифрами кассовых сборов.
Официальные итоги прокатного уик-энда в России еще только предстоит подвести, но уже сейчас согласно предварительным данным от госсервиса ЕАИС в активе феноменально стартовавшего фильма ужасов более 65 миллионов рублей кассы и уверенное второе место в топе бокс-офиса. К вечеру вторника, когда подоспеют недостающие данные, эта цифра должна еще вырасти.
Но уже этих предварительных данных достаточно, чтобы констатировать факт — «Ужасающий 3» УЖЕ стал самым кассовым релизом в истории прокатной компании World Pictures. История эта не столь уж велика — компания, основанная одним из бывших менеджеров другого дистрибьютора, «Экспоненты», работает на рынке четыре года. И за эти четыре года самым успешным их фильмом был другой хоррор, «Заклятье: 13-й этаж». Однако тот за все время проката собрал 61,1 миллиона, в то время как сборы «Ужасающего 3» эту сумму превысили всего за несколько дней. Впереди еще по меньшей мере неделя-другая активного проката, а если повезет, то релиз способен дотянуть и до Хэллоуина, где атмосфера праздника наверняка привлечет к нему дополнительное внимание.
Что касается данных за уик-энд, то здесь еще стоит отметить, что «Ужасающий 3» стал абсолютным лидером отечественного проката по наполняемости залов. В четверг сеансы фильма посещали в среднем 22 человека, в пятницу — 24, в субботу — 31, а в воскресенье (данные еще не окончательные) — 24. Цифры выдающиеся — даже у такой кассовой сенсации, как «Собиратель душ», посещаемость на старте проката была ниже.
Поступают данные и о прокате в США, где у клоуна Арта тоже выдающиеся успехи. Эти сведения еще более неполные, чем по российскому прокату (сказывается в том числе разница в часовых поясах), но уже понятно, что «Ужасающий 3» сенсационно возглавит топ заокеанского бокс-офиса по итогам уик-энда. В активе «Ужасающего 3» здесь уже 18,3 миллиона долларов кассы — а на самом деле еще больше, но даже эти цифры поражают воображение, ведь совокупный бюджет фильма на съемки и рекламу составил всего лишь 3 миллиона!
Ресурс Box Office Mojo сообщает, что за пятницу, без учета сеансов-превью, «Ужасающий 3» собрал в США 5,8 млн. у.е.. В субботу — еще 5,91, в воскресенье (данные неполные) — 4,14. И в каждый из этих дней клоун Арт возглавлял топ бокс-офиса.
Отчасти своим успехом один клоун обязан провалу фильма о другом клоуне — сиквел «Джокера» выступил в прокате США так слабо, что кинотеатры массово начали снимать его с показа, а осовободившиеся слоты доставались… «Ужасающему 3»! И клоун Арт, как видим, не подвел.
И все равно даже для США это сенсация и настоящий феномен. Вдумайтесь на секундочку, «Ужасающий 3» — это фильм, у которого ВООБЩЕ НЕТ рейтинга от местной цензорской организации MPAA. Он казался для MPAA слишком мелким и незначительным, чтобы уделять ему внимание. А сейчас «Ужасающий 3» претендует на то, чтобы стать самым кассовым фильмом без рейтинга MPAA в истории американского кинопроката. Его стартовые кассовые сборы превысили сборы многих хорроров от крупных голливудских студий — больше, чем у «Ловушки» М. Найта Шьямалана и «Ночного купания» от Universal, больше чем собрали на старте «Незнакомцы: Начало» от Lionsgate.
Что еще общего в успехах «Ужасающего 3» в прокате США и прокате России? И там, и там фильм получил не так уж и много кинозалов.
В РФ по данным все того же ЕАИС у клоуна Арта за уик-энд набежало 6059 сеансов, в то время как у занявшего первое место топа «Руки вверх!» — 32067. Безумная разница, не так ли?
Что до Штатов, то там, как известно, «Ужасающему 3» планировали выделить всего-то 1000 залов, но в итоге, увидев ажиотажный спрос, увеличили эту цифру до 2500. Но ведь и это по меркам США не так чтобы очень много. По итогам уик-энда второе место в тамошнем топе достанется амимационной картине «Дикий робот», стартовавшей 27 сентября с 3977 кинотеатров. А провалившийся «Джокер: Безумие на двоих» начинал прокат в 4102 кинотеатрах.
С чем это связано? В первую очередь с тем, что крупный бизнес (студии-мэйджоры и театральные сети) не очень-то верят в жанровое кино. На это сетует и один из продюсеров «Ужасающего 2» и «Ужасающего 3», владелец и главный редактор жанрового сайта Bloody-Disgusting Брэд Миска (Brad Miska) в своей статье, посвященной кассовым успехам триквела:
С «Ужасающим 2» фанаты хоррора пришли и ударили Голливуд прямо в нос. С «Ужасающим 3» они разнесли его в пух и прах.
Вся индустрия против фильмов ужасов, они всегда объявляют наш жанр мертвым, стоит провалиться в прокате одному-единственному хоррору от большой студии. Между тем, инди-хоррор все так же популярен и здоров, как и прежде, с такими фильмами, как «Собиратель душ» от [инди-прокатчика] NEON и «Полночь с дьяволом» от AMC, которые собирают кассу.
И далее:
Однако самая большая проблема студийных хорроров заключается в том, что их фильмы обычно подвергаются санации. Важно помнить, что это в первую очередь бизнес, а уже потом искусство (если, конечно, мы не говорим о «Джокере»), а это значит, что студиям нужно максимально защитить инвестиции и убедиться, что их слэшеры максимально доступны для самой большой аудитории. С «Ужасающим» поклонники хоррора получают чистое, неподдельное, бескомпромиссное и совершенно неоцененное кино, что действительно беспрецедентно.
И еще:
Здесь есть урок для студий, который [как всегда] будет проигнорирован, и именно это делает «Ужасающий 3» еще более особенным. Это франчайз для фанатов, его поддерживают фанаты, он создан фанатами без каких-либо компромиссов.
Я думаю, Брэд хорошо знает, о чем говорит — мужик четверть века в этом бизнесе (и среди его продюсерских успехов — серия хоррор-альманахов V/H/S, известная у нас как «З/Л/О»), а его сайт Bloody-Disgusting — один из старейших и самых уважаемых хоррор-сайтов США.
…и мне это чуточку напоминает нашу собственную историю — ту, что у нас есть не в мире кино, а в мире литературы. Завоевавший в последние годы, кажется, уже всеобщее уважение бренд «Самая страшная книга», который был создан фанатами и для фанатов в стране, где до сих пор крупные издательства и околокнижные бизнесы поплевывают в сторону хоррора.
Жаль, что фильмы нам пока не доверяют снимать 🙂