Кардиналу-декану Лоуренсу предстоит руководить выборами нового Папы по причине смерти предыдущего. Ватикан — древняя структура, имеющая влияние по всему миру, и неудивительно, что среди желающих ее возглавить далеко не все руководствуются благими помыслами. Борьба за папский престол назревает нешуточная, а среди главных претендентов радикальный консерватор-реакционер, чуть менее радикальный либерал, властолюбивый интриган, африканец с темным прошлым и внезапно появившийся молодой мексиканец, который ранее возглавлял епархию в Афганистане.
Согласно правилам конклава, участвующие в выборах кардиналы оказываются изолированными от внешнего мира на замкнутой территории, пока новый Папа не будет избран, что само по себе является неплохой завязкой для триллера. И последующие события вряд ли заставят зрителя поставить под сомнение принадлежность картины к соответствующему жанру.
Однако перед просмотром стоит вспомнить, что слово «триллер» переводится как «волнение» или «трепет», а вызвать эти чувства можно самыми разными способами, и «Конклав» — яркий тому пример. Фильм имеет крайне мало общего с хоррорами, абсолютно бескровен, но при этом атмосфера напряженности неизменно присутствует в процессе просмотра. Главный инструмент, с помощью которого она достигается — это сама история, планомерно подбрасывающая зрителю новые факты, делающие процесс избрания Понтифика все более запутанным.
Порой кажется, что кардиналам предстоит просто выбрать меньшее из зол, что, на первый взгляд, не очень-то вяжется с образом Римского Папы. Однако это вполне можно считать отсылкой к идее о несовершенстве и греховной сущности человека, которая, как и речь Лоуренса в самом начале о том, каким бы он хотел видеть нового Понтифика, вполне вписывается в рамки христианского вероучения. По ходу сюжета в фильме также будут не раз затрагиваться вопросы веры, сомнения, принятия себя и т.п., которые вряд ли оставят равнодушными любителей философского подтекста вне зависимости от их религиозных убеждений.
Кроме того идейное противостояние, разыгрывающееся в «Конклаве», при желании можно спроецировать на текущую политическую обстановку в отдельных странах и в мире в целом. Не секрет, что в последние годы следить за политикой начинает все больше людей, и им картина также подкинет повод для размышлений.
А вот чего фильму недостает — визуала. Лучшее определение для него в рамках «Конклава» — постный. И хотя в отдельные моменты кажется, что режиссер стремится сделать акцент на тех или иных деталях, вряд ли что-то из них западет в память после просмотра, в отличие, например, от некоторых реплик.
Своеобразной ложкой меда в бочке визуального дегтя, однако, стал подбор исполнителей. Даже чисто внешне главные герои получились очень разными. Что же касается общего впечатления от персонажей, то самым запоминающимся стал вовсе не либерал Беллини в исполнении звездного Стэнли Туччи, а его главный оппонент, консерватор Тедеско (Серджо Кастеллитто), выразительная внешность которого подкреплена резким и агрессивным поведением и высказываниями.
На фоне главных претендентов на папство внешность Лоуренса кажется ничем не примечательной, что тоже по-своему символично. Да и в целом наблюдать за раскрытием персонажа Рэйфа Файнса едва ли менее интересно, чем за борьбой за Святой Престол.
Что до финала, то его разные люди могут воспринять совершенно по-разному в плане идейной нагрузки, но наверняка оценят эффектный сюжетный поворот, случившийся как раз в тот момент, когда многие уже поставят на концовке клеймо предсказуемости. Как итог, «Конклав» — это в меру философская, в меру злободневная и увлекательная в целом история, которая вполне могла бы быть реализована в формате аудиоспектакля. Но и как фильм, она вышла отнюдь не слабой.